Музей Средневековья. История Средних Веков, культура и тайны тысячелетней цивилизации
Украшения, сокровища, клады. На главную

История Средних Веков

История Средних Веков

 

Варвары против Римской империи

 

Разлад в империи. Римская империя в IV веке переживала тяжелые времена. Со смертью императора Марка Аврелия в 180 году окончилась эпоха лучших императоров. Всю власть в империи забрали в свои руки солдаты, которые по собственному желанию возводили и низлагали императоров. Порядка в государстве не было. Смутное время продолжалось со 180 года до вступления на престол в конце III века Диоклетиана. За этот период римская империя очень ослабла и обеднела. Реформы Диоклетиана не облегчили положения народа.

 


Битва римлян с варварами.

Саркофаг Портоначчио. Ок.200 г.

 

Роскошь двора и необходимость содержать громадное число чиновников и многочисленное войско требовали больших денежных средств, которые добывались при помощи тяжелых налогов. Благодаря непосильным налогам и без того уже обедневшие жители сел и городов разорились в IV веке окончательно. Крестьяне были лишены крупными землевладельцами своих земельных участков и превратились в крепостных, которые под названием колонов обрабатывали чужую землю и не имели права с нее сойти. Средние землевладельцы благодаря внутренним смутам и безначалию также разорились. Жители городов, где в хорошее римское время процветала торговля, точно так же не могли справиться с общим беспорядком, и римская торговля пришла в полный упадок.

Видя, что обедневшие города не могут вносить всех требуемых податей, римское правительство сделало лиц, занимавших городские должности, ответственными за внесение полностью городом требуемой суммы. Само собою разумеется, что городские должностные лица старались избавиться от столь разорительных, а в прежние времена столь почетных должностей. Тогда правительство прикрепило их к тому или другому городу и сделало городские должности наследственными в определенных фамилиях. Эта мера способствовала разорению целого ряда состоятельных фамилий.

Но были люди, которые в IV веке чувствовали себя хорошо; это крупные земельные собственники и многочисленные чиновники.

Первые владели громадными имениями, приносившими им крупные доходы, и обрабатываемыми крепостными крестьянами; те же крупные землевладельцы занимали наиболее выгодные высшие должности в империи. Чиновники, ставшие особенно многочисленными после реформы Диоклетиана, пользовались исключительным покровительством государства, получали хорошее жалованье и благодаря общему нравственному упадку империи не стеснялись требовать с населения и незаконных поборов. Все это гибельно отражалось на положении низших классов.

Церковные дела также немало волновали внутреннюю жизнь государства. В то время как одни императоры стояли за православную веру, утвержденную постановлениями первых двух Вселенских Соборов, как Константин Великий, при котором был первый Вселенский Собор, или Феодосий Великий, созвавший второй Собор, – другие императоры, как, например, Констанций, Валент, – были сторонниками учения Ария, а Юлиан даже сделал последнюю бесплодную попытку восстановить язычество. Религиозные колебания императоров вносили нежелательную смуту в умы населения Римской империи.

Кроме внутренних затруднений, империя переживала крупные внешние затруднения от нападения соседних народов. Начиная с первых времен империи, и особенно со времени Марка Аврелия, германцы теснили ее границы с севера, проникали на территорию римского государства и поступали в ряды римского войска. На восточной границе империю теснили парфяне, а после падения парфянской державы в первой половине III века парфян сменили их победители персы. Необходимость содержать для борьбы с внешними врагами многочисленные войска также требовала больших денег, которые получить можно было лишь при помощи увеличения налогов.

Ослаблением Римской империи в IV веке воспользовались внешние враги, во главе которых стояли германцы.

 

Германцы и славяне

 

Германцы. Первые известия о германцах мы получаем от двух римских писателей: от Цезаря, который в своих "Записках о галльской войне" в половине I века до Р. X. сообщает о них краткие и довольно неясные сведения, и от знаменитого римского историка Тацита, написавшего в самом конце I века после Р. X., в начале царствования римского императора Траяна, свое сочинение о "Происхождении, нравах и народах Германии". Конечно, среди германцев за те 150 лет, которые отделяют Цезаря от Тацита, произошло немало перемен; но мы о них точно не знаем.

В те времена германцы занимали часть северной и средней Европы. В средней Европе они жили по течению рек Эльбы, Одера и Вислы. На западе и на юге их границы доходили до рек Рейна и Дуная, за которыми начинались владения римской империи. На севере германцы населяли Ютландский и Скандинавский полуострова. На востоке у них не было определенных границ; они заходили в пределы современной России, где сталкивались с другими народностями, особенно со славянами.

Страна, в которой жили германцы, была покрыта бесконечными дремучими лесами и многочисленными болотами.

В течение долгого времени германцы вели кочевой образ жизни; главными занятиями их были скотоводство и охота; при частых передвижениях занятие земледелием было неудобно, а в тех случаях, когда приходилось обрабатывать землю, германцы, не имея представления об удобрении полей, доводили данный участок до совершенного истощения, бросали его и переходили на другое место.

Дойдя до римской границы на западе и юге и не будучи в состоянии ни двинуться дальше, ни вернуться обратно, так как с востока напирали на них уже другие народности, германцы вынуждены были обратиться к оседлой жизни. Тогда земледелие должно было для них явиться уже одной из главных основ жизни. Но страна, покрытая лесами и болотами, представляла много трудностей для превращения ее почвы в пахотные поля; да и самые земледельческие орудия германцев, как, напр., их деревянный плуг, были очень первобытны.

Жили германцы в небольших деревянных избах, одевались в звериные шубы и употребляли простую и умеренную пищу. С малых лет они приучались к суровому образу жизни, увлекались войной и охотой. Женщина пользовалась у них уважением.

Обыкновенно германцы селились родами, семьями; часто несколько таких семей объединялись и составляли родовую группу или родовой союз, где каждая семья должна была жить уже интересами группы или союза; во главе рода стоял, по всей вероятности, родовой старшина. Соединение же нескольких родовых групп создавало подразделение племени, колено, во главе которого стоял окружной старшина. Совокупность колен составляла уже определенное племя.

Германцы делились на сословия – свободных, вольноотпущенников и рабов. Между свободными были просто свободные (ingenui) и знатные (nobiles), становившиеся иногда очень богатыми людьми. Богатство же в то время заключалось в скоте, рабах, а затем в землевладении; тогда уже были довольно крупные земельные собственники. Наиболее испытанные в боях и богатые воины собирали около себя дружину, которую они вооружали, содержали и с которой производили опустошительные набеги; для молодых людей считалось великою честью попасть в такую дружину. Обычно дружинники верно служили своим вождям, которые, имея в своих руках военную силу, пользовались большим влиянием при решении дел в народных собраниях.

Вольноотпущенники представляли собою сословие среднее между свободными и рабами. Положение рабов, главным источником которых была война, может быть названо сносным; хотя господин мог своего раба убить, продать, связать, тем не менее древний германец не переставал в рабе видеть человека. Иногда свободный германец делался рабом, проиграв свою свободу в кости.

Настоящего государственного устройства у древних германцев не было. Их племена, объединенные сознанием племенного единства, происхождением от общих предков и поклонением последним, особенно дружно выступали тогда, когда решался вопрос о войне. В таком случае все свободные германцы данного племени собирались вооруженными в народное собрание (вече), где обсуждали предстоящие военные действия и выбирали предводителя. Стуком оружия германцы выражали свое одобрение ораторам. Народному собранию принадлежала главная власть; кроме вопросов о войне и мире в его руках находилась и власть судебная.

Вождей для командования во время войны (duces) народное собрание избирало, вероятно, из наиболее выдающихся предводителей дружин. Иногда эти временные вожди превращались в постоянных, т.е. делались королями (reges). Но королевская власть у древних германцев не была сильна; король являлся лишь военным предводителем и, может быть, от лица своего племени исполнял некоторые обязанности жреца.

Религиозные верования германцев выросли на общей арийской основе. (Арийцы, или арии, – название индийских и иранских народов, образующих индоиранскую ветвь индоевропейской группы языков, в которую входят славянские, германские, романские, латышский, литовский, древнегреческий и ряд других живых и мертвых языков. В глубокой древности племена, говорившие на индоиранских языках, жили в непосредственном соседстве друг с другом. От слова "арии" происходит древнее название центральной части Индии Арьяварта ("страна ариев") и современное название "Иран". По вопросу о прародине ариев ученые не пришли к единому выводу, но многие помещают ее в степи Юго-Восточной Европы – от Днепра до Урала.)

Германцы поклонялись душам умерших предков и олицетворенным силам и явлениям природы. Главным божеством германцев был Вотан, первоначально бог воздуха, ветра, а позднее бог плодородия, войны и вообще культуры германцев. Затем почитались многие другие божества: Донар, или Тор, – бог грома и молнии; он же бог плодородия; Бальдур – весеннего солнца; Локи – бог огня; Фрикка, жена Вотана, – богиня брака и покровительница домашних работ

Германцы верили, что душа человека после смерти продолжала существовать. Павшие в сражении возносились валькириями, воинственными служительницами Вотана, в его дворец, называемый Валгаллой, где они жили вместе с богами. У германцев было также представление о мрачном подземном царстве.

Богослужение у германцев было очень просто; построенных храмов у них не было; поэтому их малочисленные жрецы, несложные обязанности которых мог, вероятно, исполнять всякий свободный германец, не превратились у них в сильное и влиятельное сословие. Святилища находились в священных рощах, где иногда приносились человеческие жертвы.

Германские племена. Мало-помалу отдельные небольшие племена под влиянием борьбы с внешними врагами, особенно с римлянами, соединялись в более значительные племенные группы и в IV веке образовали уже ряд более или менее крупных народов.

У устьев Рейна сидели фри зы, по нижнему Рейну – франки, по среднему и верхнему – аламаны, или аллеманы; по Неккару, притоку среднего Рейна, жили бургунды; внутри страны, между средним Дунаем и Северным морем, на востоке от Рейна, обитали б авары, вандалы, лангобарды, саксы; на юго-востоке, от нижнего Дуная до Днепра (заходя таким образом в пределы современной России), жило большое племя готов, переселившееся, вероятно, во II веке по Р. X. с южного берега Балтийского моря к берегам Черного; готы делились на западных (вестготов) и восточных готов (остготов, или остроготов).

 

 


Карта Европы конца V в.

 

 

Славяне. Другим народом, имевшим в истории средних веков большое значение, были славяне. Древнейшее место их поселения неизвестно; может быть, оно находилось на побережье между Одером и Вислой, занимая на юге северный склон Карпатских гор. Около Рождества Христова славян надо видеть в имени венедов, живших у Балтийского моря. Передвинувшись в эпоху великого переселения народов на юг и восток, они заняли места готов, ушедших на запад; венеды делились на западных славян, которые так и назывались славянами, и на восточных – антов.

Живя в дремучих лесах, среди болот и на безграничной равнине, древние славяне рано перешли коседлойжизни; поэтому главным занятием их было земледелие; кроме того, они разводили домашний скот, были особенно известны своим пчеловодством, в лесах ловили зверей. Жили они в жалких хижинах и имели самые простые потребности в пище и одежде. Положение женщины у славян было почетное.

У древних славян замечается сильная родовая связь. Разросшаяся семья носит название домашней, хозяйственной общины; кровные родственники, из которых состоит община, ведут общее хозяйство, владеют общей собственностью, имеют одинаковые права; все они подчиняются выбранному ими старейшине. Иногда некоторые родичи отделялись от семьи и основывали свои новые поселения на общей же земле; но родовая связь с оставленными родственниками не прекращалась.

Из соединения таких родов – общин образовывались племена, во главе которых стояли князья; но сильной власти они не имели. По словам одного историка VI века, славяне "не управлялись одним человеком, но издревле существовало у них господство народа". Земля, занятая племенем, называлась жупа, откуда и главари племени носили часто название жупанов. Общие дела решались на собраниях (вече). Подобно германцам, славянские предводители собирали вокруг себя дружину. Внутренние раздоры очень ослабляли славян.

Религиозные верования славян были очень просты и грубы; на первом плане стояло олицетворение сил природы. Славянские племена так стояли далеко друг от друга, что не имели часто общих богов: каждое племя поклонялось своим богам. Наиболее известные боги были: Сварог – бог неба, иногда отождествлявшийся с хорошо известным у русских славян Перуном, богом грома и молнии; Даждь, бог солнца, известный, по-видимому, под другим названием "Хоре"; Велес – бог скота, покровитель стад, и некоторые другие. Смерть олицетворялась в виде женского божества "Марены". Славяне поклонялись умершим предкам, которые становились хранителями семьи и рода.

Первоначальная славянская, нам почти неизвестная история протекала в условиях менее благоприятных, чем история германских народов. Славяне, стиснутые между германцами и дикими восточными, вышедшими из Азии народностями, не могли познакомиться с греко-римскою культурою, которую восприняли германцы, и должны были в течение долгого времени вести борьбу с варварами и с ними общаться; это обстоятельство остановило их государственное и культурное развитие не на одно столетие.

В VII веке славяне уже далеко продвинулись на запад и юг и делились на следующие три группы: славяне западные, южные и восточные. К славянам запад ным принадлежали славяне:

1) прибалтийские, жившие между Эльбой и Вислой (ободриты, лютичи, поморяне и нек. др.);

2) поляки, или ляхи, по средней и верхней Висле и по правым притокам Одера;

3) чехи с моравами и словаками, жившие в области, окруженной Богемскими горами', в Моравии и северной Венгрии.

В состав южных славян входили:

1) словенцы – в современных австрийских провинциях Штирии, Каринтии и Истрии;

2) хорваты и сербы в северо-западном углу Балканского полуострова и по Драве и Саве;

3) болгары (в VII веке еще не славянское племя) по нижнему Дунаю

В состав восточных славян входили русские.

 

Христианство у германцев. В IV веке христианство стало распространяться среди германцев, и первое племя, которое приняло христианство, были готы. Просветителем готов явился епископ Ульфила (Вульфила), проживший некоторое время в Константинополе и следовавший учению Ария, осужденному, как известно, на Никейском соборе 325 года.

Возвратившись в первой половине IV века в страну готов, Ульфила в течение нескольких лет оставался среди них, проповедуя христианство по арианскому обряду; чтобы готы легче могли ознакомиться с книгами Священного Писания, он при помощи греческих букв составил готскую азбуку и перевел на готский язык Библию. Этот перевод в своем полном виде до нас не дошел; но сохранившиеся отрывки его и до сих пор еще имеют очень важное значение для изучения древнегерманского языка. От готов христианство стало мало-помалу переходить к другим германским племенам, которые в большинстве случаев, подобно готам, принимали его по арианскому обряду. Это обстоятельство имело большое значение для эпохи поселения германских племен в пределах Западной Европы и основания там германских государств.

 


Страница из Серебряного Кодекса (Codex Argenteus) –

рукописи готского перевода Библии, выполненного Вульфилой.

Этот кодекс датируется VI в. и создан предположительно
по заказу остготского короля Теодориха Великого

 


1916 (с) А.А.Васильев. История средних веков


Литература Средних Веков

Новости

  
Апрель, 29
Сайт открылся! Более 100 статей, 2000 иллюстраций,
великолепные карты, эксклюзивные материалы о всех сторонах средневековой жизни!
   

 

Апрель, 24
Состоялось открытие интернет-магазина электронных книг Александра Зорича ZorichBooks.com. Интернет-магазин ZorichBooks.com создан специально для торговли электронными книгами (файлами) Александра Зорича от лица самого автора. Магазин расположен по адресу: zorichbooks.com

 

Книги по истории и культуре Средневековья

Друзья

 Магазин электронных книг Александра Зорича
 Писатель Александр Зорич
 X Legio

 

Реклама

 Новый роман Александра Зорича "Пилот-девица": скачай его прямо сейчас оттуда, где лежат все романы серии "Завтра война"

Назад

Назад

В начало разделаВпередВперед
 

 

 


2012 (с) Александр Зорич
Писатель Александр Зорич