Музей Средневековья. История Средних Веков, культура и тайны тысячелетней цивилизации
Украшения, сокровища, клады. На главную

Сокровища и украшения Средних Веков

Украшения, сокровища, клады.

 

Викинги: "серебряный век"

 

Если архаическая эпоха была для Скандинавии "Золотым Веком", а Вендельская – "Бронзовым", то период 800-1100 гг. можно с полным правом назвать веком серебряным. Основная масса чеканной монеты в эпоху викингов поступала в Скандинавию из арабского мира, где основным монетным металлом было серебро . Конечно же, некоторое количество золота оставалось в торговом обороте с прежних времен, и немало этого благородного металла добывалось викингами во время их знаменитых разбойничьих набегов, но все-таки клады и захоронения IX-X вв. полнятся по преимуществу именно серебряными монетами и ювелирными изделиями. Так, например, из этого благородного металла изготовлены почти все обнаруженные археологами амулеты в виде молота (англ. Thorshammer, нем. Zermalmer) – главного атрибута скандинавского бога-громовержца Тора (илл.19).

Илл.19. Молот Тора. Серебряный амулет.
X в. Стокгольм, Исторический музей.

 

В то время как другие народы Западной Европы, включая англосаксов, уже приняли христианство, викинги оставались убежденными язычниками. Поэтому германский "звериный стиль" в скандинавском искусстве, почти не испытывая на себе чужеродных влияний, продолжал развиваться в Скандинавии вплоть до конца XI в. Только с середины десятого века отдельные скандинавские властители склоняются к христианству, вследствие чего в декоративно-прикладное искусство проникают мотивы креста и Распятия (илл.20). Но магистральное направление развития скандинавских художественных практик до XI в. включительно будет лежать в стороне от христианской эстетики.

 


Илл.20. Распятие из Бирки. Серебро.
Филигрань и зернь. X в. Стокгольм, Исторический музей.

 

Скандинавия, таким образом, может рассматриваться как уникальный заповедник языческого художественного мышления, где родилась в воображении мастеров, а затем воплотилась в металле и камне "альтернативная фауна" фантастических животных. Фауна эта столь богата, что применительно к эпохе викингов универсальный термин "звериный стиль" уже не подходит как чересчур общий и не отражающий все многообразие декоративных решений в искусстве викингов. Поэтому исследователями введена специальная типология, в рамках которой викингские стили получили имена Броа (750-840 гг.), Борре (835-970 гг.), Йеллинге (прибл. 880-1000 гг.), Маммен (950-1060 гг.), Рингерике (980-1080 гг.) и Урнес (1035-1150 гг.).

Все стили называются по местностям и населенным пунктам Скандинавского и Ютландского полуостровов, с которыми связаны находки артефактов с наиболее типичным для данного стиля декором. Также следует добавить, что стиль Броа иногда также называется Броа-Осеберг или просто Осеберг. Это связано с тем, что "почерк" резчика по дереву, украшавшего часть осебергских находок, во многом близок к стилю ювелирных украшений, обнаруженных в Броа.

Словесные описания перечисленных стилей чрезвычайно громоздки, однако визуально их по силам различить даже неспециалистам. Поэтому мы предлагаем читателю подборку иллюстраций (илл.21 – илл.26) с краткими пояснительными надписями.

 


Илл.21. Стиль Броа: пучеглазые звери. Украшение конской сбруи.
Позолоченная бронза. Нач. IX в. Стокгольм, Исторический музей.

 


Илл.22. Распахнутые пасти зверей и длинные ленты-"косички"
составляют отличительные черты стиля Йеллинге.
Фрагмент декоративной пластины для хомута.
Позолоченная бронза. X в. Копенгаген, Национальный музей.

 


Илл.23. Стиль Борре нелегко отличить от Йеллинге,
но здесь еще отчетливей выражена тенденция к
превращению тел животных в ленточки.
Брошь. Серебро. X в. Копенгаген, Национальный музей.

 


Илл.24. Для стиля Маммен характерны:
шагающие звери с четырьмя конечностями, звериные хвосты
в виде листьев аканта и оплетающие зверей змеи.
Лев, символ датского короля Харальда Синезубого.
Раскрашенный каменный рельеф. 960-е гг. Дания, Йеллинге.

 



Илл.25. Узор в середине изделия выполнен в стиле Рингерике.
Ведущие признаки стиля: четвероногий зверь (лев) с очень
плавными линиями тела и множество мелких узлов,
навязанных из тонких "усиков".
Корабельный "флюгер". Позолоченная бронза.
Нач. XI в. Копенгаген, Национальный музей.

 


Илл.26. Зверь, заплетенный собственным хвостом о трех концах (стиль Урнес).
Отличительной чертой стиля является тип плетения:
в большинстве случаев линии пересекаются под прямым углом,
образуя в центре узора почти квадратные ячейки.
Брошь. Серебро. Нач. XI в. Копенгаген, Национальный музей.

 

Среди приведенных артефактов особо примечателен "флюгер" из позолоченной бронзы (илл.25). Широко известен факт, что форштевни викингских кораблей украшались головами драконов, но в литературе далеко на всегда указывается, что это был далеко не единственный вариант декора. Иногда форштевень заканчивался простым витым украшением – как, например, на корабле из Осеберга. А в ряде случаев к концам форштевней, которые делались совершенно прямыми, крепились так называемые "флюгера" – металлические украшения в виде клиновидного кругового, а точнее сказать эллиптического сектора. На конце флюгера обычно помещалась фигурка собакообразного мифического животного. Не все исследователи верят, что эти украшения действительно выполняли функции флюгеров, хотя, например, на приведенной в нашей книге иллюстрации видны две петли. Это значит, что изделие можно было насадить на ось, на которой, теоретически, оно могло бы вращаться под напором ветра. Любопытно, что все семь найденных к настоящему времени флюгеров декорированы в стиле Рингерике.

Как мы видели, на всем протяжении раннего средневековья скандинавское искусство существовало в единственной форме – декоративно-прикладной – и ревниво оберегало свою самобытность. Неоднократно предпринимались попытки обнаружить в скандинавских узорах кельтские, южноевропейские, византийские, арабские и другие восточные мотивы, в том числе – китайские. Но даже если предположить, что драконы первоначально копируются викингами с дальневосточных изделий, а грифоны – с византийских тканей, мы все равно будем вынуждены признать: эти образы подвергались в Скандинавии столь кардинальной переработке, что само понятие арабского или китайского "культурного влияния" теряет научную содержательность.

.

 


(с) Александр Зорич, 2003, 2012


Новости

Март, 1. Сайт открылся! Более 100 статей, 2000 иллюстраций,
великолепные карты, эксклюзивные материалы о всех сторонах средневековой жизни!

 

Март, 15. Сайт открылся! Более 100 статей, 2000 иллюстраций,
великолепные карты, эксклюзивные материалы о всех сторонах средневековой жизни!
Апрель, 1. Сайт открылся! Более 100 статей, 2000 иллюстраций,
великолепные карты, эксклюзивные материалы о всех сторонах средневековой жизни!
Май, 1. Сайт открылся! Более 100 статей, 2000 иллюстраций,
великолепные карты, эксклюзивные материалы о всех сторонах средневековой жизни!

 

Друзья

 X Legio
 Писатель Александр Зорич

 

Реклама

 Новый роман Александра Зорича "Война алхимиков" взорвет вам не только мозг, но и плерому!

Назад

Назад

В начало разделаВпередВперед
 

 

 

2012 (с) Александр Зорич
Писатель Александр Зорич