Музей Средневековья. История Средних Веков, культура и тайны тысячелетней цивилизации
Украшения, сокровища, клады. На главную

Сокровища и украшения Средних Веков

Украшения, сокровища, клады.

 

Викинги: "золотой век"

 

ВДо VIII в. включительно германские племена, населявшие Скандинавию, вели традиционный для оседлых "варварских" обществ образ жизни: занимались землепашеством, скотоводством, рыбной ловлей и охотой. Этот период оседлости, предшествовавший богатой событиями эпохе викингов (800-1100 гг.), делится на две эпохи: архаическую (5-550 гг.) и Вендельскую (550-800 гг.).

В 5 г. н.э. флот, посланный римским императором Октавианом Августом, достиг северной оконечности Ютландского полуострова (с которого впоследствии началась миграция англов и ютов на Британские острова). Поскольку Ютландия находится уже в непосредственной близости от Скандинавии, эту дату – пятый год нашей эры – можно условно принять в качестве отправной точки начала торгового обмена между скандинавским племенем свионов и Римской империей. Римляне никогда не предпринимали попыток завоевать Скандинавию, а население последней, похоже, испытывало стойкую неприязнь к чужеродным культурным влияниям. В I-V вв. пращуры викингов торговали с материковыми купцами, охотно принимая от них в уплату за свои товары золотую монету римской чеканки, но ни эстетика, ни религия скандинавов архаической эпохи не несут следов романизации.

Вследствие особого, мистического отношения к золоту, металлу Солнца, значительную часть нажитых богатств скандинавы закапывали в землю – отсюда множество кладов римских монет, которые находят и в Швеции, и в Норвегии, и в Дании. Скандинавы мыслили в категориях своеобразной "магической экономики", которая радикально отличалась от традиционной товарно-денежной. "Магическая экономика" подразумевала, что нажитое золото, отданное земле в виде клада, послужит своему бывшему владельцу надежным метафизическим якорем в бурном житейском море. Ему всегда будет сопутствовать удача и в конечном итоге он проживет счастливую жизнь и без излишков золота, а после кончины сможет рассчитывать на удачное посмертие (как именовался потусторонний мир в архаическую эпоху мы не знаем, но впоследствии рай скандинавских воинов назывался Вальгалла, а преисподняя – Хель или Нифльхель).

Конечно, часть золота скандинавы все-таки оставляли при себе, ведь щегольнуть в роскошных браслетах и ожерельях – особенно на смертном одре – хотелось всякому уважающему себя человеку. Поэтому римские монеты не только наполняли клады, но и служили источником сырья для великолепных золотых изделий.

Таким образом, искусство архаической эпохи представлено ювелирными украшениями из переплавленных римских монет и еще одним загадочным классом золотых предметов, которые можно назвать бляшками или листочками. Эти листочки являются сугубо скандинавским феноменом – их находят только на территории Норвегии, Швеции и Дании. Как правило, на них изображены различные антропоморфные существа – вероятно, боги и другие мифологические персонажи. Очень часто встречается пара обнимающихся богов или великанов (илл.1), а также некий бородатый старик (илл.2). По поводу "влюбленной пары" обычно выдвигается предположение, что это бог Фрей и его супруга великанша Герда.

 


Илл.1. "Влюбленная пара". Золотой листочек из захоронения Эккеро (Уппланд).
V в. Стокгольм, Исторический музей.

 


Илл.2. Золотой листочек из захоронения Больмсё.
VI в. Стокгольм, Исторический музей.

 

Назначение этих листочков неясно. Проще всего предположить, что они служили для украшения шлемов, поясов или других предметов воинского снаряжения и одежды, но в них отсутствуют отверстия для крепежа. Поэтому шведские ученые, заметив, что большинство золотых листочков обнаружено в местах расположения древних святилищ, выдвинули элегантную гипотезу: перед нами специальные "храмовые деньги". Что понимать под "храмовыми деньгами" – отдельный вопрос. Можно говорить о локальной валюте, имеющей хождение только внутри посвященных богам территорий и предназначенной для приобретения различных ритуальных услуг. Можно подразумевать под "храмовыми деньгами" и специальным образом освященные предметы, назначенные для принесения в жертву богам. Поскольку четкую границу между двумя названными вариантами провести сложно, оба они могут оказаться истинными и взаимодополняющими.

О масштабах производства золотых листочков говорит клад из Сорте Мульд ("Черная Земля") на острове Борнхольм. Там, на площади в несколько квадратных метров, их было обнаружено 2300 штук!

Начиная с V в. в дополнение к золотым листочкам появляются массивные нагрудные украшения (пекторали) и диски с тиснением (брактеаты). Три самых знаменитых пекторали – из Мёне, из Оллеберга и из Феръестадена – найдены на территории Швеции и датируются концом V – началом VI веков. Самая большая, пектораль из Мёне, весит 823 грамма (илл.3). Как и другие пекторали, она сделана из согнутых дугой золотых трубок. Золотые дуги соединены попарно, образуя кольцо. Каждая трубка обвита золотыми нитями, в дополнение к которым на определенном расстоянии друг от друга расположены муфты различного размера (илл.4). Между трубками помещены филигранные фигурки людей и животных.

Подобным образом устроена и пектораль из Оллеберга (илл.5). Но если пектораль из Мёне состоит из семи трубчатых колец, то оллебергская – из трех, а пектораль из Феръестадена – из пяти. При этом деталировку пекторали из Оллеберга следует признать самой совершенной – достаточно взглянуть на великолепно проработанные фигурки животных и человеческие головы (илл.6), которые впаяны между трубками. Вес оллебергской пекторали превышает 600 граммов.

Норвежский ученый Вильгельм Хольмквист подметил, что все три шведские пекторали устроены по одной и той же строгой системе. Приняв пары масок пекторали из Мёне за одну, а не за две фигуры, и подметив, что золотые муфты разбивают украшение на равновеликие зоны, он обнаружил любопытную закономерность. А именно: пектораль разделена на 16 зон, а каждая зона содержит равное количество фигур – 18. Таким образом, пектораль из Мёне содержит 16х18 = 288 фигур. Удивительно, что пектораль из Оллеберга тоже разделена на 16 зон, но из-за того, что в ней только три кольца, фигур значительно меньше: 16х6 = 96. Наконец, пектораль из Феръестадена состоит из 22 зон с 12 фигурами в каждой, таким образом общее количество фигур 22х12 = 264.

Но все три числа – 288, 96, 264 – кратны 24! Случайно ли это совпадение, если учесть, что в старшем руническом алфавите тоже 24 знака? Привести научно обоснованный ответ на этот вопрос мы не можем, но достаточно привлекательной представляется гипотеза, согласно которой шведские пекторали конца архаической эпохи являлись главным предметом жреческого ритуального облачения. Причем конкретная структура нагрудного украшения (количество колец, зон и распределение декоративных фигурок) отвечала официальному рангу жреца либо количественно выражала его заслуги перед своими соотечественниками.

 


Илл.3. Пектораль из Мёне. Золото. Кон. V – нач. VI вв.
Стокгольм, Исторический музей.

 

Илл.4. Фрагмент пекторали из Мёне.
Золото. Кон. V – нач. VI вв. Стокгольм, Исторический музей.

 


Илл.5. Пектораль из Оллеберга.
Золото. Кон. V – нач. VI вв. Стокгольм, Исторический музей.

 


Илл.6. Четыре фрагмента пекторали из Оллеберга.
Золото. Кон. V – нач. VI вв. Стокгольм, Исторический музей.

 

В совершенстве ювелирной техники с пекторалями соперничают плоские украшения медальонного типа, известные под собирательным названием "брактеаты" (от латинского "bractea" – металлическая, в особенности золотая фольга или жесть). Брактеаты были, по всей видимости, в основном женским типом украшений. На брактеатах изображения обычно штамповались с одной стороны, но известны и двусторонние изделия. По типу нанесенных изображений брактеаты делятся на четыре разновидности: с мужским бюстом, с полноростной человеческой фигурой, с большой головой над четвероногим животным и с одним или несколькими животными, но без человеческих фигур.

Самый знаменитый брактеат был найден в захоронении Герете на о. Готланд (илл.7). Брактеат имеет диаметр 9 см и принадлежит к третьему типу: в центре изображено конеподобное животное, а над ним – непропорционально большая человеческая голова. Голова животного увенчана рогами, а лапы заканчиваются длинными когтями. Слева от человеческой головы помещено нечто вроде ромашки (солярный символ?), справа – свастика (универсальный индоевропейский символ плодородия). Как и на многих других брактеатах, в экземпляр из Герете врезан треугольный сектор, к которому прикреплена трубка. Через нее в свое время была пропущена цепочка, при помощи которой брактеат вешался на шею.

 


Илл.7. "Бог-всадник". Брактеат из Герете (о. Готланд).
Золото. Филигрань, зернь, штамповка.
VI в. Стокгольм, Исторический музей.

 

 


(с) Александр Зорич, 2003, 2012


Новости

Март, 1. Сайт открылся! Более 100 статей, 2000 иллюстраций,
великолепные карты, эксклюзивные материалы о всех сторонах средневековой жизни!

 

Март, 15. Сайт открылся! Более 100 статей, 2000 иллюстраций,
великолепные карты, эксклюзивные материалы о всех сторонах средневековой жизни!
Апрель, 1. Сайт открылся! Более 100 статей, 2000 иллюстраций,
великолепные карты, эксклюзивные материалы о всех сторонах средневековой жизни!
Май, 1. Сайт открылся! Более 100 статей, 2000 иллюстраций,
великолепные карты, эксклюзивные материалы о всех сторонах средневековой жизни!

 

Друзья

 X Legio
 Писатель Александр Зорич

 

Реклама

 Новый роман Александра Зорича "Война алхимиков" взорвет вам не только мозг, но и плерому!

Назад

Назад

В начало разделаВпередВперед
 

 

 

2012 (с) Александр Зорич
Писатель Александр Зорич