Музей Средневековья. История Средних Веков, культура и тайны тысячелетней цивилизации
Украшения, сокровища, клады. На главную

Сокровища и украшения Средних Веков

Украшения, сокровища, клады.

 

 

Викинги: "бронзовый век"

 

Как мы видим, в архаическую эпоху благодаря активности монетных дворов Римской империи золота в Северной Европе было много. Настолько много, что архаическая эпоха скандинавской истории среди исследователей материальной культуры была названа "Золотым Веком". Однако, с падением Римской империи ситуация резко изменилась. К концу VI века золото иссякло и следующие двести лет – эпоха Вендель – стали для искусства скандинавов "Веком Бронзы".

В восьмидесятых годах XIX в. Швеция пережила археологический бум. К северу от Стокгольма, в местности Вендель, были обнаружены и исследованы четырнадцать богатых захоронений шведских вождей, датируемые VI-VIII веками. Обнаруженное в них воинское снаряжение, предметы домашнего обихода и украшения декорированы в одном стиле, который получил название вендельского.

Вендельский стиль достаточно близок к раннему англосаксонскому – насколько мы можем судить о последнем по захоронению короля Рэдвальда (Саттон Ху). И вендельские предметы, и находки из Саттон Ху покрыты зооморфным орнаментом и в некоторых случаях выказывают поразительное сходство (ср., например, надбровные дуги и вертикальные защитные элементы шлемов на илл.8 и илл.9). На основании этого некоторые ученые приходят к шокирующему выводу, что в Саттон Ху был захоронен не англосаксонский король, а безвестный вождь шведской дружины, вследствие чего нарушается стройность всех выкладок по истории островного искусства. Мы, однако, считаем, что гипотеза о появлении в Восточной Англии заморских пришельцев в начале VII в. противоречит археологическим данным об уровне развития скандинавского судостроения Вендельской эпохи. Кроме того, она не подкреплена ни одним письменным свидетельством средневековых хронистов. Также почти невозможно вообразить, чтобы в то время, когда скандинавы еще не чувствовали себя полновластными хозяевами всей европейской береговой полосы от Нордкапа до Бискайского залива, они вдруг решили похоронить своего вождя вдали от дома, вместо того, чтобы доставить его останки на родину.

Наиболее вероятным представляется следующее. Англосаксонская дружина, которая владела кораблем из Саттон Ху, занималась торговлей (плавно перетекающей в морской разбой, что было в то время нормой) в прибрежной полосе от Фризии до Ютландии. Поскольку в то же время на Ютландском полуострове аналогичному промыслу предавались шведские купцы и воины, легко представить себе встречный транзит различных артефактов по маршруту Швеция – Англия через Данию. Наконец, можно допустить, что прямого культурного обмена в конце VI – начале VII веков не было, но обе родственные традиции, заявленные стилями Саттон Ху и Вендель, произросли из одного общего ютландского корня еще в V в.

 


Илл.8. Шлем Вендельской эпохи.
Ок. 600 г. Стокгольм, Исторический музей.

 


Илл.9. Шлем из Саттон Ху (не реставрированный оригинал).
Ок. 625 г. Лондон, Британский музей.

 

 


Илл.10. Хищная птица.
Бронзовая брошь с серебряным покрытием.
Кон. VI в. Нью-Йорк, музей Метрополитен.

 


Илл.11. Мировой змей Ёрмунганд.
Бронзовая брошь.
VII в. Стокгольм, Исторический музей.

 

В целом искусство Вендельской эпохи характеризуется дальнейшим развитием зооморфных мотивов (илл.10), лаконизмом форм (илл.11) и относительно низким процентом серебряных и золотых изделий.

Эпоха викингов, как мы уже указывали, начинается в последнем десятилетии VIII в., когда скандинавские дружины начали регулярно пересекать Северное море и грабить монастыри и поселения на восточном побережье Англии . Дружины эти были небольшими, ведь стандартный дракар викингов вмещал всего лишь 30-40 человек. Согласно оценкам историков, примерно столько боеспособных мужчин насчитывалось в среднестатистической "большой семье" скандинавов.

В 1904 году профессор Габриэль Густавсон, директор норвежского Музея национальных древностей, предпринял широкомасштабные раскопки в Осеберге. В недрах большого кургана было обнаружено захоронение двух знатных женщин. Как и во многих других скандинавских и англосаксонских погребениях, усыпальницей им служил великолепный мореходный корабль. Корабль из Осеберга не является крупнейшим из известных (найденные в Гокстаде и Саттон Ху длиннее и шире), но по богатству отделки он оставляет далеко позади всех своих собратьев. Штевни корабля (илл.12) грациозно изгибаются, закручиваясь на концах в спирали. Штевни и врезанные в борта доски покрыты гармоничными, создающими ощущение простора узорами. Вообще, если вендельские захоронения славятся среди археологов и историков преимущественно металлическими изделиями, то корабль из Осеберга представляет собой настоящую энциклопедию искусства резьбы по дереву. Здесь и резная голова льва (илл.13), и фигурные стойки разборной кровати (илл.14), и телега, сплошь заплетенная узорочьями, да к тому же украшенная четырьмя деревянными человеческими головами.

 


Илл.12. Резная корма (ахтерштевень) осебергского корабля.
Ок. 850 г. Осло, Музей национальных древностей.

 

 


Илл.13. Голова льва. Деталь оснастки осебергского корабля.
Резьба по дереву.
Ок. 850 г. Осло, Музей национальных древностей.

 

 


Илл.14. Фигурная стойка разборной кровати (фрагмент).
Резьба по дереву. Ок. 850 г.
Осло, Музей национальных древностей.

 

Особое место в истории Скандинавии занимает остров Готланд, лежащий в Балтийском море на пересечении торговых путей. Исключительно выгодное расположение Готланда обусловило его выделенную роль в истории скандинавского средневековья: перевалочные пункты острова обслуживали торговлю по всей западной Балтике, а защищенность от сухопутных нападений обеспечила сохранение, беспрепятственное наследование и развитие автохтонных культурных традиций.

Готланд знаменит в первую очередь своими каменными стелами, которые в период с 400 г. по 1100 г. были воздвигнуты в великом множестве: до наших дней сохранилось более трех сотен. Стелы представляют собой поминальные камни, прототипом которым послужили, возможно, надгробия позднеримского времени (IV-V вв.). Высеченные на них изображения когда-то были раскрашены, но до нашего времени краска почти нигде не сохранилась.

Поминальные камни первоначально имели форму скандинавского боевого топора, обращенного лезвием вверх, и устанавливались на могилах в память о погребенных. При этом, в отличие и от римских, и от современных обычаев, ни имя, ни заслуги, ни даты жизни усопшего на поминальном камне не высекались. Древнейшие камни, датируемые V-VI вв., в качестве обязательного элемента несут в верхней части солярный символ в виде композиции из окружностей и спиралей. Иногда эти композиции приобретают достаточно сложную структуру (илл.15). Можно предположить, что древние скандинавы изображали не просто символ Солнца, а целую космологическую "карту" или схему годового цикла смены сезонов. Также на ранних поминальных камнях изображались сцены поединков, длинные беспарусные корабли, абстрактные узоры, фантастические чудовища.

 


Илл.15. Солярная символика и поединок.
Стела с острова Готланд.
V-VI вв. Стокгольм, Исторический музей.

 

В VIII в. камни приобретают грибовидные очертания. Характер сюжетов заметно меняется. Перед нами открывается мир северогерманских мифов и преданий, которые были записаны лишь спустя пятьсот лет, в Исландии XIII в.

Типичным примером камня с многофигурным героико-мифологическим сюжетом является грибовидная стела из Тангельгарды, имеющая высоту 2,1 м (илл.16) и поделенная на четыре горизонтальных полосы. В трех верхних – подобно, скажем, иллюстрациям из Библии Мутье-Гранваль – помещена история-комикс, которая начинается в левом верхнем углу. Там ссорятся два человека. Вследствие ссоры начинается жестокая сеча, которая изображена правее. Крылатые существа, парящие над воинами, – либо валькирии, либо вороны . На следующем уровне павший герой отправляется в страну мертвых верхом на коне. Две Х-образные фигуры под брюхом животного можно интерпретировать как четыре дополнительные конечности и, исходя из этого, заключить, что перед нами Слейпнир – конь бога Одина, у которого, согласно скандинавской мифологии, было восемь ног. Третья полоса посвящена встрече победителя, возвратившегося домой верхом на коне (обычном, четвероногом). Женщина подносит герою рог с медом, а за ним шествуют родственники (слуги?), несущие золотые обручи – богатые трофеи, захваченные в битве. Корабль, изображенный в нижней части стелы, является частым гостем на викингских поминальных камнях и, возможно, не имеет прямого отношения к истории-комиксу.

Почти полное отсутствие на стелах пояснительных надписей оставляет простор для конкурентных интерпретаций. Так, например, "комикс" на камне из Тангельгарды может быть прочитан не сверху вниз, а снизу вверх, в силу чего изменится и его сюжет. А именно: корабль символизирует путешествие в направлении Вальгаллы, из жизни в смерть через океан неопределенности. На неведомом берегу героя с почестями встречают слуги Одина, а рог с медом подносит ему валькирия. Далее снова появляется Слейпнир, а в самом верху стелы изображена собственно Вальгалла – чертог, где пируют и веселятся герои. Крылатые существа в этом случае – уже вне всяких сомнений валькирии, а не вороны, а потрясающие мечами воины – обитатели Вальгаллы, ведь веселье в загробном мире северными германцами понималось в частности и как кровопролитная сеча.

Множественность интерпретаций сопровождает почти все стелы викингской эпохи. Так, на готландской двухуровневой стеле (илл.17) корабль, возможно, иллюстрирует "Рыбалку Тора". Бог Тор и великан Хюмир изловили Мирового Змея, но Хюмир так перепугался, что обрезал лесу и добыча скрылась в пучине.

 

Илл.16. Стела из Тангельгарды (о. Готланд).
VIII в. Стокгольм, Исторический музей.

 

Илл.17. Стела с острова Готланд.
VIII в. Стокгольм, Исторический музей.

 


Илл.18. Дракар.
Реконструкция корабля викингов с учетом осебергских находок и изображений на каменных стелах.
Худ. В.Дыгало, Н.Нарбеков. СССР, 1982 г.

 

 


(с) Александр Зорич, 2003, 2012


Новости

Март, 1. Сайт открылся! Более 100 статей, 2000 иллюстраций,
великолепные карты, эксклюзивные материалы о всех сторонах средневековой жизни!

 

Март, 15. Сайт открылся! Более 100 статей, 2000 иллюстраций,
великолепные карты, эксклюзивные материалы о всех сторонах средневековой жизни!
Апрель, 1. Сайт открылся! Более 100 статей, 2000 иллюстраций,
великолепные карты, эксклюзивные материалы о всех сторонах средневековой жизни!
Май, 1. Сайт открылся! Более 100 статей, 2000 иллюстраций,
великолепные карты, эксклюзивные материалы о всех сторонах средневековой жизни!

 

Друзья

 X Legio
 Писатель Александр Зорич

 

Реклама

 Новый роман Александра Зорича "Война алхимиков" взорвет вам не только мозг, но и плерому!

Назад

Назад

В начало разделаВпередВперед
 

 

 

2012 (с) Александр Зорич
Писатель Александр Зорич