Музей Средневековья. История Средних Веков, культура и тайны тысячелетней цивилизации
Украшения, сокровища, клады. На главную

Сокровища и украшения Средних Веков

Украшения, сокровища, клады.

 

Введение в декоративно-прикладное искусство Средних Веков

 

В то время как жанр книжной миниатюры не имеет прямых предшественников в античном мире классического периода, у декоративно-прикладного искусства средневековья, напротив, предшественники наличествуют в избытке.

В самом деле, резьба по дереву, камню и кости, вышивка, чеканка, литье и ковка – словом, ремесленные техники, которые задействованы как в поточном производстве утилитарных бытовых предметов, так и в создании штучных предметов искусства – в большинстве своем были известны со времен энеолита. Соответственно, древние культуры Евразии на заре своего существования могли еще не испытывать ни потребности в письменности, ни в развитой архитектуре, ни в монументальной живописи, но уже в изобилии создавали статуэтки-фетиши и ювелирные украшения, металлические застежки для одежды и расписную керамику.

 


Илл.1.1. Кельтская игрушка (вотивная статуэтка?). Бронза. V в .до н.э.

 


Илл.1.1. Кельтская игрушка (вотивная статуэтка?). Бронза. V в .до н.э.

 

По мере развития евразийских цивилизаций, накопления богатств, роста городов тяга к прекрасному усиливалась, а технологические навыки – совершенствовались. В результате античный мир вступил в первый век нашей эры, располагая широчайшим спектром искусств и ремесел, ориентированных на работу с формой. Римское владычество распространило эллинские ремесла и художественные вкусы на Иберию, Галлию, Британию (но без Каледонии, то есть Шотландии), Иллирик, Ретию, Бельгику, Паннонию, Дакию – в общем, на запад до Атлантического океана и на север до линии Рейн-Дунай, на которой границы империи стабилизировались до середины IV в.

 


Илл.1.3. Золотой торквес из Снеттисхемского клада.
Кон. I в. до н.э. Лондон, Британский музей.

 

В Ирландии обитало коренное кельтское население, которое испытывало римское влияние лишь во время спорадических торговых контактов. Таким образом, ирландские кельты и шотландские пикты сохраняли самобытность своей культуры на всем протяжении античности.

Подобный культурный консерватизм наблюдался на континенте и к северу от линии Рейн-Дунай. Многочисленные германские племена, занимавшие огромные европейские территории (современные Скандинавия, Ютландия, Германия, Австрия, частично Польша, Чехия и даже южная Украина вплоть до Дона), подчас вообще не вступали в контакты с Империей. Культурный обмен разной степени интенсивности имел место в случае проживания германских племен неподалеку от римских приграничных колоний, но не приходится говорить о какой-либо существенной романизации основной массы германцев, сопоставимой с той, которой подверглись кельты на территории Галлии в течение I-IV вв.

 


Илл.2. Гуннская обувная пряжка. Золото, гранаты.
400-450 гг. Нью-Йорк, музей Метрополитен.

 

 


Илл.3. Головной убор знатной гуннской женщины.
Золото, полудрагоценные камни. V в. Будапешт, Национальный исторический музей.

 

Наконец, к востоку от германцев проживали праславянские племена, а дальше простиралась Великая Степь, открытая любым культурным влияниям от иранских до китайских включительно, и всегда готовая служить этим влияниям надежным проводником. Именно в Великой Степи вследствие миграции гуннов возникло то избыточное пассионарное давление, которое привело в движение германские племена и сокрушило границы Империи на всем протяжении от Черного до Северного морей. Этому историческому явлению, получившему название Великого переселения народов, декоративно-прикладное искусство Западной Европы обязано германскими, а также гуннскими и другими восточными элементами.

Таким образом, начиная разговор о сокровищах, кладах, драгоценностях, а шире говоря – о декоративно-прикладном искусстве Средних Веков – мы должны понимать, что оно произрастает сразу из нескольких источников и в достаточно произвольных сочетаниях объединяет элементы двух и более из перечисленных ниже стилевых направлений:

 

Средневековая архитектура Греко-римская традиция Поздней Античности, распространившаяся в зените могущества империи почти на всю территорию Западной и Южной Европы;

 

Средневековая архитектура Эта же античная традиция, сменившая после IV в. н.э. имя на "византийскую" в современной историографии, но навсегда оставшаяся "ромейской", то есть римской, для западных королевств Европы;

 

Средневековая архитектура Художественные техники "родных" западноевропейских варваров, в первую очередь – германцев;

 

Средневековая архитектура Наследие постепенно оттесняемых на периферию Западной Европы кельтов, особенно островных – ирландских и шотландских;

 

Средневековая архитектура Суровый, но непередаваемо магнетический стиль северных германцев Скандинавии, в будущем – викингов;

 

Средневековая архитектура Элементы евразийского декоративно-прикладного икусства, искусства Великой Степи, которые вместе с кочевниками (в первую очередь гуннами, затем мадьярами, болгарами и др.) проникали в Восточную и Центральную Европу и доходили также и до западных европейских королевств.

 


(с) Александр Зорич, 2003, 2012


Новости

Март, 1. Сайт открылся! Более 100 статей, 2000 иллюстраций,
великолепные карты, эксклюзивные материалы о всех сторонах средневековой жизни!

 

Март, 15. Сайт открылся! Более 100 статей, 2000 иллюстраций,
великолепные карты, эксклюзивные материалы о всех сторонах средневековой жизни!
Апрель, 1. Сайт открылся! Более 100 статей, 2000 иллюстраций,
великолепные карты, эксклюзивные материалы о всех сторонах средневековой жизни!
Май, 1. Сайт открылся! Более 100 статей, 2000 иллюстраций,
великолепные карты, эксклюзивные материалы о всех сторонах средневековой жизни!

 

Друзья

 X Legio
 Писатель Александр Зорич

 

Реклама

 Новый роман Александра Зорича "Война алхимиков" взорвет вам не только мозг, но и плерому!

Назад

Назад

В начало разделаВпередВперед
 

 

 

2012 (с) Александр Зорич
Писатель Александр Зорич