Музей Средневековья. История Средних Веков, культура и тайны тысячелетней цивилизации
Украшения, сокровища, клады. На главную

Сокровища и украшения Средних Веков

Украшения, сокровища, клады.

 

Сокровища готов и франков

 

В то время как остготы, лангобарды, византийцы и римляне делили Северную Италию, на Пиренейском полуострове сложилось государство вестготов. Своеобразие периферийного положения Испании обусловило относительную стабильность королевства и переориентацию вестготов на каноны византийского искусства. Довольно отчетливо на Пиренеях проступают также африканские и сирийские влияния. Отголоски германских традиций исчезают из декоративно-прикладного искусства уже к концу VI века. В частности, фибулы германского типа у вестготов были вытеснены фибулами средиземноморского дизайна.

В 589 г. совершился переход вестготов из арианства в ортодоксальное вероисповедание. Вследствие этого в государстве вестготов быстро сложилась социокультурная модель, свойственная большинству христианских королевств раннего средневековья: духовные и светские власти помогают друг другу в управлении страной, причем правители то и дело жалуют Церковь щедрыми подарками. В 1858 году на месте кладбища в Гварразаре, подле Толедо, был найден большой клад, содержащий сокровища вестготских королей и Церкви: подвесные и нагрудные кресты, короны, диадемы. Эти предметы, большинство из которых датируется временем правления короля Реккесвинта (649-672), обильно украшены горным хрусталем, жемчугом, сапфирами, агатами. В частности, вотивная корона Реккесвинта (илл.18) представляет собой массивную золотую диадему, на которую подвешены двадцать две золотые буквы, вместе составляющие фразу "Reccesvinthi rex offeret" (Дар короля Реккесвинта). Сверху к диадеме прикреплены четыре золотые цепи, концы которых соединены украшением в виде кованого цветка. Из центра этого цветка вниз опускается еще одна цепь, к которой подвешен крест, украшенный сапфирами.

Конечно, в вестготском культурном наследии встречаются примеры и куда более сдержанного декора. Таков, например, лаконичный золотой крест первой половины VIII в. с тремя подвешенными к нему жемчужинами, хранящийся в Кордовском археологическом музее (илл.19).

В целом вестготское декоративно-прикладное искусство VI – нач. VIII в. можно охарактеризовать как достаточно зрелое для своего времени. По некоторым параметрам – в частности, технике исполнения ювелирных изделий – оно превосходит средний уровень варварских королевств, что объясняется контактами с Византией, имевшими место в VI-VII веках.

 

Илл.18. Вотивная корона короля Реккесвинта. Золото, кабошоны.
653-72 гг. Мадрид, Национальный археологический музей.

 


Илл.19. Вестготский золотой крест.
Пер. пол. VIII в. Кордова, археологический музей.

 

Волею исторических судеб самым могущественным племенем на европейском континенте оказались франки. Они рано приняли католичество – еще при Хлодвиге, одном из первых Меровингов. Король Хлодвиг с частью своих дружинников крестился 25 декабря 498 года и тем самым получили всестороннюю поддержку Церкви. Позднее, в конце VI века, франки начали рассматриваться папским престолом как противовес бесчинствующим лангобардам и не раз приглашались в Северную Италию для карательных операций против варваров-ариан.

Насколько мы можем судить, расцвет "малых искусств" меровингской поры пришелся на десятилетнее правление короля Дагобера I (Дагоберта) – 629-639 гг. Величайшим мастером меровингской эпохи был св. Элигий (588-665 гг.), которому приписывается целая плеяда произведений декоративно-прикладного искусства. Увы, ювелирные изделия Элигия, как и многие другие шедевры того времени, стали жертвой французской революции . Так, во время разграбления сокровищницы монастыря Сен-Дени в 1794 г., погиб шестифутовый (!) золотой алтарный крест, изготовленный св. Элигием и известный по описаниям знаменитого аббата Сугерия (XII в.).

До нашего времени сохранился так называемый "трон Дагобера" (илл.20), изготовление которого также приписывается св. Элигию. Тут надо, впрочем, отметить, что нижняя часть трона, по всей вероятности, представляет собой обычное курульное кресло позднеримского времени. Таким образом, св. Элигий мог отличиться разве что при изготовлении высоких подлокотников и спинки (ни то, ни другое римскому курульному креслу не полагалось). С другой стороны, можно предположить, что кресло действительно все целиком изготовлено во времена короля Дагобера, а позднеримское кресло св. Элигий использовал в качестве модели, чтобы сделать по его образцу собственные формы для литья (трон Дагобера отлит из бронзы).

 


Илл.20. Трон Дагобера I. Бронза. Пер. пол. VII в.
Париж, Кабинет медалей Национальной библиотеки.

 


Илл.21. Меровингские броши. Золото. VII в.
Нью-Йорк, музей Метрополитен.

 

Описания сокровищницы аббатства Сен-Дени, сделанные в XII-XVII вв., не оставляют сомнений, что св. Элигий и наследовавшие ему меровингские мастера добились выдающихся успехов в ювелирном искусстве . Однако, как уже говорилось, катаклизмы европейской истории лишили нас наиболее ярких произведений меровингского декоративно-прикладного искусства, а обычные золотые броши того времени (илл.21) зачастую выглядят даже скромнее, чем их аламаннская современница из Виттислингена (илл.12).

Говоря о "варварском" декоративно-прикладном искусстве, нельзя обойти вниманием каменные рельефы на могильных стелах и плитах. Часть сюжетов своим появлением обязана языческому мировосприятию – таков, например, всадник на стеле из Хорнхаузена, в целом аналогичный своему собрату с аламаннского бронзового кольца из Оберслингена (илл.10). Другие стелы, начиная с конца VI в., уже являют свидетельства распространения христианской символики.

Примечательную композицию мы встречаем на франкской мраморной плите, ныне хранящейся в Нарбоннском Музее скульптуры (илл.22). В искусствоведении эта композиция известна как "Воздвижение Креста". Обратим внимание, что птицы над крестом, да и сам крест очень близки по стилю к иллюстрациям меровингских манускриптов (в частности, Гелазианского Сакраментария). Двое мужчин у основания креста не поддаются убедительной интерпретации (скорее всего, это портреты покойников, в память о которых и выполнен рельеф на плите).

 


Илл.22. Воздвижение Креста. Каменный рельеф. VIII в.
Нарбонн, Музей скульптуры.

 

В целом континентальное декоративно-прикладное искусство V – первой половины VIII веков носит двойственный характер. Одной своей стороной оно обращено к языческому прошлому, другой – к христианскому настоящему и будущему. И в то время как "сердце" Западной Европы (Франция, Италия, западная часть Германии) уже в IX в. будет всецело отдано Церкви и Империи с неизбежным наследованием позднеримского и византийского парадных стилей, европейская периферия (Ирландия, Англия и особенно Скандинавия) в области декоративно-прикладного искусства еще некоторое время будет реплицировать унаследованные от варварского прошлого мотивы, подчас доводя их воплощение в пластике до поразительного формального совершенства.

 

 


(с) Александр Зорич, 2003, 2012


Новости

Март, 1. Сайт открылся! Более 100 статей, 2000 иллюстраций,
великолепные карты, эксклюзивные материалы о всех сторонах средневековой жизни!

 

Март, 15. Сайт открылся! Более 100 статей, 2000 иллюстраций,
великолепные карты, эксклюзивные материалы о всех сторонах средневековой жизни!
Апрель, 1. Сайт открылся! Более 100 статей, 2000 иллюстраций,
великолепные карты, эксклюзивные материалы о всех сторонах средневековой жизни!
Май, 1. Сайт открылся! Более 100 статей, 2000 иллюстраций,
великолепные карты, эксклюзивные материалы о всех сторонах средневековой жизни!

 

Друзья

 X Legio
 Писатель Александр Зорич

 

Реклама

 Новый роман Александра Зорича "Война алхимиков" взорвет вам не только мозг, но и плерому!

Назад

Назад

В начало разделаВпередВперед
 

 

 

2012 (с) Александр Зорич
Писатель Александр Зорич