Музей Средневековья. История Средних Веков, культура и тайны тысячелетней цивилизации
На главную

Оружие рыцарей

 

Крестовые походы

 

Конец XI столетия ознаменовывается началом крестовых походов. Воинственный дух, потребность деятельности, старинная наклонность к приключениям – вот причины, почему нормандцы с увлечением ухватились за идею завоевания Святой земли и скоро склонили к тому же и французов.

Продолжительные и ожесточенные войны с сельджуками и арабами послужили прекрасной школой для западных народов. Уже первые столкновения с врагом поставили в недоумение и удивление западную конницу, увидевшую в лице своего противника гораздо более многочисленную кавалерию, которая не только была в состоянии отразить самый жестокий натиск, но умела тотчас прийти в прежний порядок и сделать в свою очередь не менее значительное нападение.

Такая конница оказалась непобедимой. Лук был давно известен на западе, но такого града стрел, пущенных кавалерией и пехотой, западные воины еще никогда на себе не испытывали.

Кроме того, они увидели перед собой подвижную выносливую конницу, вооруженную всевозможным оружием – копьем, палицей, топором и луком, и пехотинцев, стрелявших из незнакомого оружия – самострела, ядра которого пробивали даже панцирь.

Европейцы переняли у далеко опередивших их в военном деле восточных народов и многое, касающееся вооружения, например, кривой меч, легкое копье – пеннон, усовершенствованный вид лука и самострела. Важнейшим же следствием столкновения с Востоком явился подъем рыцарского духа, вызванный необходимостью тесно держаться друг друга и примером рыцарского настроения между восточными народами. Рыцарство основано на уважении личного достоинства и эта основная черта его коренится во всех древних немецких и нормандских традициях, сохранившихся до позднейших поколений.

 

Осада Никеи крестоносцами во время
Первого крестового похода. 1097 год.

Миниатюра из рукописи конца XIII в.

 

Турнир как показной бой не имеет никакого романтического характера. Еще Тацит говорит, что германцы были большие любители примерных сражений, а Гитгард рассказывает об освоенных играх в войне Людовика Немецкого. Древнейшие военные игры представляют собой сражения между отдельными шайками, которые носили название бугурт.

До XIV столетия нет никакого различия между боевым вооружением и вооружением на турнире. Но с начала XIV столетия начинается постоянное разделение форм. Различие же в вооружении и оружии придает турниру совершенно своеобразную окраску, она теряет свой серьезный первоначальный смысл и незаметно становится бессодержательной игрой, для которой были установлены известные правила и которая не имела никакой связи с военным делом. Лишенный всякого основания турнир идет дорогой всех праздных забав. Вскоре обнаружилось стремление к наружному эффекту при возможно большей безопасности, и турнир становится наконец просто красивой комедией, несмотря на все усилия лучших людей того времени – Гастона де Фоа, Вильгельма IV Баварского, Максимилиана I, Альбрехта Ахилла Бранденбургского и других, которые пытались возвратить ему его прежнее серьезное значение.

В высшей степени интересны для нас крестовые походы относительно способов ведения войны и находящегося от них в зависимости вооружения. Состав неприятельского войска преимущественно из легкой кавалерии и его своеобразная система битвы показали с самого начала необходимость полнейшего изменения тактики со стороны европейцев. И не только из-за этих причин, но и в силу неблагоприятных местных условий.

 

 

Святой Димитрий. Визнатийский рельеф, первая половина XI в.
Так выглядели византийские воины времен Первого крестового похода,

помогавшие европейским крестоносцам осаждать Никею.

 

Еще во время Первого крестового похода пехоте отведена была гораздо большая деятельность сравнительно с той, которую она до этого времени имела. Уже при Антиохии (1097) конные воины принуждены были спешиться и тем достигли необычайного успеха. Сто лет спустя тот же маневр с равным успехом повторил Ричард I, король английский, в 1192 году при Яффе (близ современного Тель-Авива – А.З.). В его распределении войск по древним греческим правилам ясно обнаруживается общераспространенное в то время убеждение, что военное искусство со времени падения Римского государства стало на ложный путь и что следует возвратиться к тому времени, когда совершился этот поворот.

Чем сильнее чувствовало ленное сословие свое могущество, тем сильнее стремился каждый упрочить в нем свое личное значение и необходимость в себе. Такое преувеличенное стремление к самовозвышению было причиной безмерно тяжелого вооружения. Каждый хотел быть не только героем, но и "совершенно неуязвимым", отсюда произошло то, что конные воины стали носить шлемы в виде горшка и другие доспехи, совершенно не соответствовавшие ни климатическим условиям востока, ни военной тактике восточных народов.

Конный воин был теперь совершенно безопасен от неприятельских ударов, но зато его конь изнемогал под тяжестью и сам он был не в состоянии подняться с земли без посторонней помощи. Оружие, подобно доспехам, тоже увеличилось в весе; древко копья стало делаться толще, меч тяжелее; копье, прежде управлявшееся свободно поднятой рукой, теперь нужно было упирать в выемку наплечника, чтобы нанести удар. И направление это продолжается до XIII столетия. При таком вооружении сомкнутый строй был совершенно невозможен, напротив того, силы неизбежно рассеивались и сражение представляло собой не что иное, как множество самостоятельных турниров, где каждый сражался для себя.

И вот тут-то всеми презираемая пехота и дала пример сильной сомкнутой тактики, несмотря на свое смешанное и недостаточное вооружение. Многие благоразумные полководцы пытались вывести феодалов из этого заблуждения или сделать его, по крайней мере, вредным. Уже в навербованном войске Фридриха II есть много мавров из Сицилии, которые вели сражение совершенно иным путем. Поход Генриха VII (1310-1313) был последним триумфальным походом тяжело вооруженной немецкой кавалерии; уже несколько лет спустя толпа швейцарских плохо вооруженных крестьян наголову разбивает габсбургское войско (при Мооргафеле в 1315 г.).

 

 

Восстание в Милане 12 февраля 1311 г.
Сцена из итальянского похода императора Генриха VII.

Из иллюстрированной "Хроники о императоре Генрихе VII
и курфюрсте Балдуине Люксембургском".

 

 

Победа плохо вооруженной, но нравственно сильной пехоты разразилась громовым ударом над самоуверенной и гордой кавалерией Германии и Франции, заблуждение, продолжавшееся в течение столетий, было раскрыто, но за ударом не последовало еще правильного понимания случившегося. Рыцарство не хотело отказаться от своего привилегированного способа служить отечеству на коне и только иногда случайно спешивалось, пытаясь восстановить свое прежнее величие. Но тщетно! В его тяжелом, невозможном для пешего вооружении рыцарство могло играть роль только неподвижной обороны, и битвы при Луапене (1338), при Земпахе (1336) и при Нефельсе (1388) вполне доказали его несостоятельность.

 

 

Битва при Земпахе (1336).
Акварель, 1513 г.

 

Таким образом, полнейший переворот в военном деле произошел при содействии низших элементов народа. На рыцарство это имело деморализующее влияние, чему, кроме того, способствовала слабость правительственной власти. Не желая встать наряду с массой, рыцарство стало сражаться небольшими эскадронами, а так как такой способ требовал большой подвижности, то стали уменьшать доспехи.

Прежде всего был уничтожен горшковидный шлем, а на его месте появляется бацинет. Мешковидный панцирь заменяется более легким, который лучше облегает формы тела. Этим конный воин получает большую свободу действий и становится более полезным в битве, но процент конного войска все-таки значительно уменьшается, тогда как число пехоты прогрессивно возрастает. Самострел и лук встречаются теперь в большом количестве, а около 1330 года в главных войсках появляются люди, умеющие действовать бомбардами, приводя в удивление и свое и неприятельское войско.

Отдельно следует сказать о чешуйчатом и кольчатом панцирях. Изображение их сохранилось на коврах Байё, где мы видим норманнов в таком вооружении. Панцири эти были: кольчатый – в котором железные кольца нашивались на кожу рядами, и чешуйчатый – в котором кольца (иногда продолговатые) нашивались таким образом, что одно покрывало часть другого. Усовершенствованный вид последнего панциря представляют броня и кольчуга – главнейшие доспехи рыцарей до половины средних веков, когда стали делать сплошные железные доспехи.

Броня имеет вид длинной рубахи из толстой материи или кожи, на которую нашиты ряды железных колец, предварительно нанизанных на прочный ремень таким образом, что одно кольцо покрывает часть другого. Каждое из них пришивалось к коже, а само расположение рядов согласовывалось с частями тела, покрытыми броней.

Кольчуга появляется позднее брони, от которой отличается отсутствием кожи или материи, так что состоит лишь из железных колец, скрепленных между собой и образующих род длинной рубахи. Под кольчугой обыкновенно носилось особого вида военное платье – толстый стеганный на вате зипун, ставший впоследствии под именем гамбизона необходимой принадлежностью сплошного или досчатого доспеха.

Кольчуги XIII и XIV столетий всегда отличаются прекрасной работой. Каждое кольцо куется отдельно, причем выделывается на одном конце его отверстие, а на другом небольшой выступ; выступ этот пропускается в отверстие соседнего кольца, а затем оба кольца склепываются. Такого вида склепка получила название "ячменного зерна".

Искусство ковать кольчуги достигло в XIII столетии особенного совершенства, причем различные оружейники совершенно различно соединяют между собою кольца.

В этом отношении замечательны кольчуги, выполненные в городе Шамбри во Франции, у которых каждое кольцо служит точкой соединения для четырех других. Самой употребительной формой для колец была круглая; но кроме этой встречаются и иные; так, например, известны решетчатые кольца: они делались круглыми или овальными с поперечной перекладиной, делившей их на две части.

Хотя кольчуги не выходят из употребления почти до конца XIV столетия, но мало-помалу они становятся лишь дополнением вооружения и служат для прикрытия сочленений и соединений частей из сплошного железа, так как в XIV столетии оружейники достигают искусства ковать сплошные доспехи.

 


(с) П. фон Винклер, 1894 (текст); А.Зорич, 2012 (уточнения, комментарии, подбор иллюстраций)


Литература Средних Веков

Новости

  
Апрель, 29
Сайт открылся! Более 100 статей, 2000 иллюстраций,
великолепные карты, эксклюзивные материалы о всех сторонах средневековой жизни!
   

 

Апрель, 24
Состоялось открытие интернет-магазина электронных книг Александра Зорича ZorichBooks.com. Интернет-магазин ZorichBooks.com создан специально для торговли электронными книгами (файлами) Александра Зорича от лица самого автора. Магазин расположен по адресу: zorichbooks.com

 

Книги по истории и культуре Средневековья

Друзья

 Магазин электронных книг Александра Зорича
 Писатель Александр Зорич
 X Legio

 

Реклама

 Новый роман Александра Зорича "Пилот-девица": скачай его прямо сейчас оттуда, где лежат все романы серии "Завтра война"

Назад

Назад

В начало разделаВпередВперед
 

 

 


2012 (с) Александр Зорич
Писатель Александр Зорич