Музей Средневековья. История Средних Веков, культура и тайны тысячелетней цивилизации
На главную

Оружие рыцарей

 

Рыцари XIII в.

 

Мечи XIII в. очень длинны, массивны и имеют два лезвия. Острие их довольно тупое, так что они не могут служить для укола, но лишь для удара. Сталь превосходно закалена и очень тверда, причем металл почти не пострадал от ржавчины. Рукоять имеет крестообразную форму, образованную трубкой ее и несколько изогнутыми вниз дужками.

Трубка рукояти имеет вверху пластинку, над которой иногда помещается пуговка верхней заклепки. Длина мечей около 1 метра.

Таким образом, к этому времени меч получает совершеннейшее устройство, которое он сохраняет до эпохи Возрождения.

 

1) Меч 1050-1120 гг. 2) Меч примерно 1000 года из Вердопа (Швейцария); 3) Меч 1050 года;
4) Меч XIII века; 5) Двуручный меч 1250-1300 года;
6) Фрагмент ножен со скульптурного изображения графа Экхарда; Наумбург, 1250 год.

 

Клинок обоюдоострый; обух его сужается в стержень, иногда для прочности имеющий в начале утолщение; конец стержня закрепляется вверху рукояти. Рукоять устроена таким образом: нижняя часть ее имеет прямоугольное отверстие для прохода стержня и, если опускается на клинок, то называется щитком. Она имеет два разветвления, образующие с трубкой рукояти крест, называющиеся дужками. Трубка обыкновенно делается из дерева, которое покрывается плетеной железной проволокой и стягивается кольцами: над трубкой помещается металлический шарик – головка рукояти. Стержень клинка проходит через трубку и головку, которая нередко оканчивается маленькой пуговкой, где заклёпывается конец его.

В конце XII столетия трубка часто удлиняется настолько, что мечом можно действовать одной или двумя руками. Плоский клинок образует на каждой стороне двойной откос и имеет посередине широкий желобок (долу), который или проходит до оконечности клинка, или пресекается на его нижней трети. В эту эпоху мечи часто заостряются, как стрелы, и даже сильнее, и могут делать страшные уколы, так как хорошо направленный удар двумя руками может поломать кольца кольчуги.

Ножны деревянные и покрываются кожей или материей и привязываются к поясной портупее на перевязи, каждый конец которой, разрезанный на ремни, образует плетеное кожаное кольцо.

Ремни эти, обыкновенно покрытые бархатом, шелком и шиты золотом, а иногда украшены финифтью, так как военная роскошь все увеличивается, несмотря на запрещение королей и полководцев.

Рыцарские мечи всегда выделяются своей красотой, будучи благородным оружием по преимуществу. В продолжение месяцев их оставляли лежать на алтарях, они участвовали в литургии, их благословляли священники и даже освящали. Лучшие хранились в сокровищницах монастырей под алтарями, на могилах своих бывших владетелей. Им дают имена, как то делалось еще во времена Каролингов; при инвеституре, короновании, посвящении они участвуют в церемонии в силу строго соблюдаемого постановления. Их происхождению часто приписывали сверхъестественный характер; некоторые из них обладали волшебными свойствами.

Великолепный меч XIII столетия, принадлежавший первоначально коллекции Базилевского, а ныне находящийся в Императорском Эрмитаже, представляет собой художественное произведение финифтяного искусства; рукоять его покрыта украшениями и изображениями животных и сделана из накладного на серебро золота. Дужки ее снизу расширяются и своей формой несколько напоминают железо топора.

Предание приписывает это оружие магистру Тевтонского ордена Герману Зальцу (1210-1239).

Сравнительное усовершенствование доспехов к началу XIV века повлекло за собою изменения и в форме мечей; так как у военных людей XIV века часто встречаются уже по два меча различных размеров. Меньший из них не превышает всей своей длиной одного метра. Тонкий крепкий клинок, из очень твердой стали, усиливается средним ребром, всегда высоким, от которого идут откосы, образующие своим соединением лезвия. Лезвия соединяются в узкое острие, незаметно образующееся от постепенного суживания клинка, всегда довольно широкого при основании. Очень простая крестовина дужек образуется прямыми разветвлениями; короткая трубка дает рукоять только для одной руки; головка ее имеет форму вертикального диска со скошенными боками, то есть окруженными двойным полужелобком, вследствие чего край получается граненым.

Так как при сильных столкновениях в схватке легко было выронить меч, то стали приделывать к шейке головки цепь или крупную кожаную тесьму, которая другим концом прикреплялась к гамбизону или к нагруднику и делавшуюся настолько длинной, чтобы не стеснять движений руки, какие бы положения она ни принимала. Другая цепь прикреплялась с той же целью на левой стороне для кинжала.

Но так как поперечные удары не могли быть вполне действительными против сплошных доспехов, и даже против кольчуги, то стали употреблять очень большой меч, более тяжелый и крепкий и часто с очень острым острием, употреблявшийся нередко и в пешем бою. Это были двуручные мечи, о которых беспрестанно упоминают писатели XIV века.

Подобные мечи известны в Ниеверкеркской (Nieuwerkerk) коллекции. Клинок имеет в длину 1 м 17 см, рукоять – 33,5 см; дужки от одного до другого края – 27 см. Клинок со средним ребром ромбического сечения имеет два лезвия, которые идут к острию, принимающему на расстоянии нескольких сантиметров от конца трехгранную форму; на обухе, около конца его, вырезанного двойным щитком, положено клеймо, изображающее цветок лилии. Очень удлиненная рукоять расширяется в виде павлиньего хвоста, с двойным откосом на каждой стороне; на выпуклой головке ее находится шляпка заклепки; длинная и тонкая трубка, покрытая кожей, с кольцами, сплетенными на ее оконечностях, служит для двух рук, и все оружие, одинаково пригодное, чтобы колоть или рубить, исполнено безупречно.

Такой меч был оружием всадника. Пехотинцы, по преимуществу, употребляли более короткие мечи, скорее ножи с плоским широким клинком, которым одинаково удобно было распороть живот лошади и перерезать горло человеку, пропустить клинок между скреплениями доспеха. Но об этих коротких ножах, равно как и кинжалах (дагах) этой эпохи, представляющих большое разнообразие форм, мы знаем весьма немного. Самыми удачными из них следует считать стилеты (percentiles), у которых длинный (около 1 фута) всегда крепкий и чудесной закалки клинок имеет форму шила с выпуклым острием вследствие перемены продольных плоскостей отреза. Рукояти их довольно просты, имеют обыкновенно небольшие дужки и начальную головку; тонкие трубки часто образуются деревянными или роговыми лубками, прибитыми к стержню. Фламандцы отдавали предпочтение кинжалу a rognons, у которого деревянная трубка образует над дужками два характерных закругленных утолщения.

У кинжалов a rouelles на обеих оконечностях трубки находится кружок, образующий головку и нижнюю пластинку рукояти. Кинжал музея Клюни имеет два довольно толстых железных кружка, без всякой отделки, почерневших и покрытых ржавчиной. Крепкое и полированное дерево трубки, рыжеватого оттенка, высечено в виде витой колонны с заклепками, расположенными продольными рядами и доходящими до стержня. Клинок имеет одно лезвие с очень широким обухом, вследствие чего он получает почти треугольную форму, но, несмотря на это, может рубить и колоть. Этот, без сомнения, французский кинжал имеет в длину 36 см, крепок и массивен; все в нем обнаруживает оружие постоянного употребления, и в работе его нет никакой роскоши или излишества. Итальянцы также изготовляли подобные кинжалы и у них это оружие приобрело себе большую известность. Они делались целиком из железа, с тонким треугольным и необыкновенно острым клинком, без утолщения при острие. Верхний кружок рукояти значительно больше нижнего, но оба они, равно как и трубка – тонкая, круглая и расширяющаяся снизу вверх, – выгравированы пересекающимися линиями, образующими клетчатое украшение на вороненом железе. Ножны из черной кожи разделяются на три влагалища, одно для кинжала, а два других для шил, маленьких ножей, называвшихся иногда батардо.

Эти кинжалы носились на правой стороне, прикрепляясь на высоте бедра на золотом или серебряном поясе ювелирной работы; посредством цепи они соединялись с нагрудником лат. Кинжалы a rouelles были преимущественно оружием конных воинов, и их больше употребляли на юге, чем на севере. Кинжалы a rognon употреблялись больше во Фландрии и Англии, так как этим оружием вооружены с XIII века английские рыцари, изображенные на гробницах.

Короткое оружие пехотинцев очень напоминает кортик и образчики его имеются в различных коллекциях. Вся длина оружия простирается до двух футов; длинный и широкий клинок оканчивается острым концом, образующимся расходящимися лезвиями; широкий и плоский стержень покрыт роговыми пластинками, образующими трубку, железные дужки спускаются к лезвиям и затем приподнимают несколько свои головки с закругленным профилем; прямой стебель идет от щитка и служит опорой для большого пальца, головка образуется из железной полосы, покрывающей верх рукояти и принимающей ее выпуклую форму.

Самым ужасным оружием этого времени следует считать датский боевой топор с широким железком, кончающимся наверху острием для того, чтобы можно было наносить уколы; его широкий клинок имеет полукруглую форму; длинная рукоять прикреплена несколько косвенно, увеличивая этим силу удара. Конные воины рубились им двумя руками, приподнимаясь на стременах и садясь на заднюю луку седла, чтобы быть выше. У пехотинцев же топоры насаживались на длинное древко и были одинаково пригодны колоть, рубить и даже стаскивать с седла; топоры эти назывались гвизармами (guisarmes), косарями (faucharts), а позднее годендаками (godendacs) у фламандцев, от которых и произошла алебарда.

Рыцари имели и палицы, делавшиеся из дерева, на которое набивались гвозди и острие железа; с течением времени эти железные головки стали делаться с отставленными плечиками, подражая, без сомнения, семенам зонтичных растений, потому что почти все семена таких растений, встречающихся в Западной Европе, напоминают острие палицы от XIII до XVII века.

Боевой бич (fleaud'armes) представляет собою палицу с подвижной главой, соединяющейся с древком посредством привязи или цепи; это оружие не было в большом употреблении, потому что при неумелом обращении оно могло принести столько же вреда своему хозяину и его товарищам, как и его неприятелю.

Чаще других он встречается у восточных народов, византийцев, германцев и швейцарцев, около XIV века и особенно в XV. Подобный бич найден был близ Тивериады. Он византийской работы; его яйцевидная деревянная глава имеет железную оправу и украшения, которые были некогда позолочены и прибиты гвоздями с золочеными шляпками искусной работы.

Копье употреблялось всегда очень длинное; его древко, обыкновенно из ясеня, оканчивалось коротким, выпуклым заостренным железком в форме листа, пирамиды или шила. Направляя удар, копье не держали еще тогда подмышкой, что не могло дать такой верности удара; тогда древко держали на высоте ноги, в горизонтальном положении, выпуская вперед около четверти всей длины на высоте загривка лошади, чтобы удар пришелся в живот противника. Подобные удары, страшно усиленные движением лошади, были смертельны, несмотря на кольчугу и гамбизон. Но действовать таким длинным (до 5 метров), тяжелым копьем было не легко; для этого требовались не совсем обыкновенная сила и ловкость, а также продолжительная практика в управлении лошадью и оружием. Во время переходов копье носилось в вертикальном положении, причем наконечник вкладывался в кожаный башмак, висевший около правого стремени. С конца XIII века на некотором расстоянии от конца стали делать железный щиток, образующий очень наклонный конус, основание которого предохраняло кисть и Руку.

С начала XIII столетия лошади покрываются длинными чепраками из материи и это делалось не ради желания украсить лошадь, но главным образом, чтобы хоть несколько предохранить от стрел, а также ударов меча или топора, которые нередко ранили животное в поджилки. Мера эта была, вероятно, введена на Востоке во время крестовых походов против турецких стрел.

Турецкий лук с двойным изгибом бросает свои стрелы на очень большие расстояния и со значительной силой. Стрелы же английских, нормандских, французских или германских пехотинцев достигали противника на расстоянии до двухсот шагов. Лук делался из тисового дерева и имел от четырех до пяти футов в высоту; стрелы с тылка оперялись перьями или к ним приделывались крылышки из кожи; железко стрел было различной формы. Железки с треугольным или четырехугольным сечением назывались boujons и употреблялись больше всего для самострелов (арбалетов). Barbillons назывались стрелы с зубчатым наконечником; у possadoux железко было плоское и четырехугольное; dardes – более длинные стрелы были снабжены тяжелым железком; древко всегда делалось из легкого дерева, входившего в железную трубку.

Несмотря на запрещение Второго Латеранского собора (1139), самострел был в большом употреблении у пехотинцев, потому что, если стрельба из него и требовала больше времени, чем стрельба из лука, зато удар был вернее и дальше. Вот почему это смертельное оружие не только не выводится, а, напротив, имеет все больший успех до XV столетия и исчезает только в XVI, когда появляется огнестрельное оружие, которым самострел уступал очень мало, особенно первым ручным аркебузам.

Улучшение вооружения к концу XIII столетия заставило ввести и конскую броню.

Первая вещь, прибавленная для защиты лошади, уже покрытой, как мы видели, чепраком, был наглавник (chanfrein), но он не был еще во всеобщем употреблении до конца XIV столетия, и редкие, уцелевшие до нашего времени образчики этого доспеха сделаны из вощеной кожи, картона и редко из железа.

Наглавник Парижского артиллерийского музея представляет замечательный образец такого вооружения. Он сделан из листов пергамента, наклеенных один на другой; вероятно, еще сырыми их накладывали на формовку, воспроизводившую голову лошади. Продольная железная полоса проходит с макушки до ноздрей, покрытых двумя железными круглыми пластинками, усеянными отверстиями для дыхания. Отверстия для глаз защищены двумя железными раковинами, окаймленными обручем; наушники совершенно замкнутые, представляют собою цилиндры с обрезанным в виде свистка верхним отверстием. Чрезвычайная простота этого наглавника, не имеющего ни рисунков, ни украшений, его железная оправа, вся вылуженная для предохранения от ржавчины, свидетельствует, что доспех этот был в постоянном употреблении и служил больше на войне, чем на турнирах.

 


(с) П. фон Винклер, 1894 (текст); А.Зорич, 2012 (уточнения, комментарии, подбор иллюстраций)


Литература Средних Веков

Новости

  
Апрель, 29
Сайт открылся! Более 100 статей, 2000 иллюстраций,
великолепные карты, эксклюзивные материалы о всех сторонах средневековой жизни!
   

 

Апрель, 24
Состоялось открытие интернет-магазина электронных книг Александра Зорича ZorichBooks.com. Интернет-магазин ZorichBooks.com создан специально для торговли электронными книгами (файлами) Александра Зорича от лица самого автора. Магазин расположен по адресу: zorichbooks.com

 

Книги по истории и культуре Средневековья

Друзья

 Магазин электронных книг Александра Зорича
 Писатель Александр Зорич
 X Legio

 

Реклама

 Новый роман Александра Зорича "Пилот-девица": скачай его прямо сейчас оттуда, где лежат все романы серии "Завтра война"

Назад

Назад

В начало разделаВпередВперед
 

 

 


2012 (с) Александр Зорич
Писатель Александр Зорич