Музей Средневековья. История Средних Веков, культура и тайны тысячелетней цивилизации
Астрология и астрономияНа главную

Кодексы.
История книжного искусства

Астрология и астрономия

 

За пределами Библии:
книжная миниатюра в дидактической поэзии,
астрономии, астрологии, медицине

 

Говоря о Каролингском ренессансе, было бы несправедливым оставить без внимания "внебиблейские" и подчас даже "внехристианские" манускрипты той поры, которые, хотя и в несоизмеримо меньшем количестве, нежели манускрипты библейские и святоотческие, но все же производились в европейских скрипториях. Основными конкурентами псалтырей, евангелий и писаний Отцов Церкви были книги по медицине и астрологии, дидактические и натурфилософские сочинения некоторых античных авторов, а также трактаты, написанные по стопам последних интеллектуалами Каролингского ренессанса. Копировались также античные технические сочинения, в том числе и такие маргинальные как, например, анонимный позднеримский трактат "De rebus bellicis" ("О военном деле").

Не все из этих рукописей дошли до наших дней и отнюдь не каждая содержит миниатюры высокого качества, но среди них все же встречаются крайне любопытные экземпляры, в частности – "Психомахия" Пруденция и "Явления" Арата (из списков "Явлений" наиболее известен так называемый Лейденский Арат).

"Явления", созданные греческим поэтом Аратом из Сол (310 – 245 до н.э.), полюбились многим в первые же годы после написания. В некоторые периоды популярность "Явлений" была сопоставима с "Илиадой" (чего, впрочем, уже никак нельзя сказать о лирике Арата).

Средневековье охотно античную любовь к сочинению Арата. К слову сказать, "Явления" были одним из немногих естественнонаучных эллинистических сочинений, удостоившихся перевода на арабский язык. Книгу охотно переписывали, комментировали, зачитывали вслух. Привлекательность поэмы не в последнюю очередь зиждилась на ее литературности: множество аллегорий, изысканных и точных образов, мифологических аллюзий разбросаны по страницам "Явлений" в живописном беспорядке.

В первой части поэмы Арат дает описание созвездий и времени их появления на ночном небе, во второй – обращается к народным приметам. Как правило, речь идет о приметах, ответственных за перемену погоды. Впрочем, астрономическая тема не делает "Явления" столь уж уникальным текстом. История античной литературы знает целый ряд сочинений, чьи авторы не менее подробно останавливались на небесных явлениях (самое знаменитое из них -"Труды и дни" Гесиода).

Несмотря на любовь широкой читательской аудитории, Арата много критиковали в античности. Например, еще Гиппарх указывал на фактологические ошибки, содержащиеся в поэме. Однако во времена Каролингов о критиках Арата уже не вспоминали – Средневековье унаследовало любовь к творению поэта-звездочета, но не античную страсть к скептической рефлексии. Во времена Карла Великого "Явления" оставались основным источником знаний о светилах и климатических явлениях, чей авторитет никто не подвергал сомнению – до тех самых пор, пока в христианском мире не получила широкого распространения арабская астрономия.

Рукопись "Явлений" Арата, хранящаяся ныне в Лейденской университетской библиотеке, является самым нарядным из астрономических манускриптов времен Каролингского ренессанса. В первой половине IX века, в период правления Людовика Благочестивого, "Явления" были заказаны неизвестному художнику, который, по-видимому, просто скопировал великолепный позднеантичный манускрипт (до нас не дошедший). Для создания эффекта предельной респектабельности обратные стороны листов с иллюстрациями были оставлены незаполненными – а ведь в те времена спрос на хороший пергамент значительно опережал предложение и подобная расточительность выглядела почти так же, как если бы иллюстрации были выполнены из листового золота!

 

Явления Арата

1. Времена года. "Явления" Арата.
825-840 гг. Лейден, библиотека университета

 

Специалисты по истории искусства на основании данных кодикологии и палеографии склоняются к мысли, что манускрипт был создан в Лотарингии. Как уже отмечалось, изучение и сохранение античной науки и классического культурного наследия воспринималось в ту эпоху как дело благородное, почетное, украшающее правящую элиту. Поэтому не удивительно, что "Явления" были созданы по заказу императрицы Юдифи, второй жены Людовика Благочестивого, который сам был активным покровителем наук и искусств. (Потомки также запомнят Юдифь благодаря ее непримиримой борьбе за права своего венценосного сына, вошедшего в историю как Карл Лысый.)

После смерти императрицы манускрипт, вероятно, был отдан на хранение в аббатство Сен-Бертен на севере Франции. Впоследствии этим шедевром посчастливилось владеть шведской королеве Кристине, а в 1690 г. рукопись приобрел Лейденский университет, где она и хранится по сей день.

Манускрипт украшен 39 полностраничными иллюстрациями, чьи близкие к квадрату пропорции определенно отдают должное античной традиции (вспомним, например, квадратные страницы Вергилиев – Римского и Ватиканского). Для создания фона мастер выбрал таинственный, глубокий оттенок синего – прямое указание на вечерние небеса (илл.2). Звезды были исполнены золотом – не удивительно, что они сияли на бархатной синеве рукописи немногим хуже, чем их реальные прообразы на ночном небе.

 

Дракон

2. Дракон и две медведицы. "Явления" Арата.
825-840 гг. Лейден, библиотека университета

 

 

Созвездие Цефей

3. Цефей. "Явления" Арата.
825-840 гг. Лейден, библиотека университета

 

Плеяды

4. Плеяды. "Явления" Арата.
825-840 гг. Лейден, библиотека университета

 

Иллюстратор "Явлений" также отдал дань и античной традиции аллегорий – впрочем, в этом он лишь следовал Арату. И созвездия (илл.3), и времена года (илл.1), и даже явления природы в поэме персонифицируются, приводятся к зоо– или антропоморфному виду, наделяются характерами. В том же аллегорическом ключе выполнены и иллюстрации к "Психомахии" Пруденция.

Но если аллегории Арата (а также мастера рукописи) – созвездия и ветры – исполнены естественной умиротворенности и погружены, как и вся "равнодушная природа", в вечное настоящее, то аллегории иллюстратора Пруденция (как и текст самого Пруденция) находятся в непримиримой борьбе: не даром название рукописи обычно переводят как "Борьба в душе".

Уже само название поэмы Пруденция авансом обещает нам столкновение двух художественных парадигм: античной, с ее любовью к различным "махиям" – от пафосных "Титаномахий" до комедийных "Батрахомиомахий" , – и христианской, с ее разработанной диалектикой греха и добродетели.

Первое впечатление здесь не обманывает. Аврелий Публий Клемент Пруденций (348-405) и сам служит ярким примером автора, чья поэтическая судьба стала пространством для разворачивания его приватной "психомахии". Будучи истинным римлянином, выросшим на Горации и Вергилии, Пруденций был также и пламенным христианином – помимо "Психомахии" нам известны его сочинения "О венцах" (посвященное теме мученичества), "О Божестве" и другие.

Свою творческую миссию Пруденций видел в апологии новой религии старыми поэтическими средствами: нет нужды говорить, сколь много противоречий сулил поэту этот путь и каких опасных хищников ему приходилось усыплять дивными звуками своей лиры. Но миссия Пруденция все же оказалась успешной: он по праву считается одним из родоначальников христианской поэзии. Его творчеству посчастливилось оказать огромное влияние на развитие средневековой литературы и, что даже важнее, на становление средневекового художественного видения. Многочисленные средневековые копии "Психомахии" – наглядное тому подтверждение.

Фактически "Психомахия" представляет собой описание череды поединков аллегорических фигур, олицетворяющих наиболее актуальные для христианского орбиса категории. В бой поочередно вступают Вера и Идолопоклонство, Целомудрие и Похоть, Терпение и Гнев, Гордыня и Смирение. Ставкой в этих боях без правил является душа человека. Разумеется, результат поединка предрешен (и надежно обоснован христианской доктриной): добродетель в конечном итоге торжествует. Сочинению Пруденция далеко до современной психоаналитической изощренности, однако следует отметить, что сама попытка концептуализации душевной жизни является существенной новацией, ведь в античности человек нередко мыслился a priori непознаваемым "игралищем страстей".

 

Пруденций

5. Вера коронует венком победы святых мучеников (вверху).
Целомудрие борется с Похотью (внизу).
"Психомахия" ("Борьба в душе") Пруденция.
Кон. IХ в. Берн, Городская библиотека.

 

На илл.5 изображены два эпизода "Борьбы в душе". Наверху Вера, изображенная в виде прекрасной женщины дородных статей, возлагает венок победы на головы святых мучеников (они несколько меньше по размеру, нежели фигура Веры), которые смогли пронести христианский огонь в своем сердце через все ниспосланные свыше суровые испытания. Следует отметить, что венок здесь также является в каком-то смысле лишь аллегорией венка – ибо в противном случае в руках у Веры венков должно быть четыре. Под рисунком помещено четверостишие из поэмы, где повествуется об этой "коронации":

Exultat uictrix legio, quam mille coactam

Martyribus regina Fides animarat in hostem.

Nunc fortes socios parta pro laude coronat

Floribus ardentique iubet uestirier ostro.

 

Далее в поэме, а также и на иллюстрации, изображается описание поединка Целомудрия с Похотью. Аллегория Целомудрия предстает в виде вооруженной девы Пудицитии (позднеримской богини супружеской верности). На ее голове – шлем того же образца, который мы уже встречали на телохранителях и оруженосцах каролингских владык, в ее левой руке – щит замысловатой формы и три дротика, в правой – кажется, какие-то круглые метательные снаряды . Похоть, которая проходит в поэме под звучным именем Sodomita Libido, что реферирует не столько к содомскому греху, сколько к библейскому Содому как символу похоти вообще, вооружена тремя факелами, пламенем которых она стремится опалить лицо прекрасной воительницы.

Финал поединка на иллюстрации отсутствует, однако из текста поэмы мы знаем, что дева перерезает горло Похоти мечом (к слову, меча на иллюстрации нет) и над истекающим кровью трупом "блудницы" (обратим внимание, что на иллюстрации Похоть куда больше похожа на мужчину) торжественно провозглашает: "Ты повержена! И ты всегда будешь лежать распростертой, никогда более ты не посмеешь опалять своими факелами сердца мужчин и женщин, в чьей душе пылает огонь Христа!"

Увы, история свидетельствует, что на протяжении последующих шестнадцати веков чаяниям Пудицитии-победительницы так и не суждено было сбыться.

 

 

Овен

6. Овен

Из харлеанской рукописи "Явлений" Арата Солийского

 

 

Иллюстрации из
лейденской рукописи "Явлений" Арата Солийского

АндромедаОвенБлизнецыКозерог

Андромеда,
Лейденский Арат

Овен,
Лейденский Арат

Близнецы,
Лейденский Арат

Козерог,
Лейденский Арат

    
ГеркулесВолопасПегасПерсей

Геркулес,
Лейденский Арат

Волопас,
Лейденский Арат

Пегас,
Лейденский Арат

Персей,
Лейденский Арат

    
СтрелецСкорпионЖертвенникВозничий

Стрелец,
Лейденский Арат

Скорпион и Змееносец,
Лейденский Арат

Жертвенник,
Лейденский Арат

Возничий,
Лейденский Арат

    
РакЛебедь

Мироздание,
Лейденский Арат

Рак (Краб),
Лейденский Арат

Лебедь,
Лейденский Арат

Арго,
Лейденский Арат

 

 

Иллюстрации из
харлеанской рукописи "Явлений" Арата Солийского

ЛебедьКитЭриданПерсей

Лебедь,
Харлеанский Арат

Кит,
Харлеанский Арат

Эридан,
Лейденский Арат

Персей,
Харлеанский Арат

    
ПланисфераПлеядыСтрелецСолнечная система

Планисфера (Мироздание)
Харлеанский Арат

Плеяды,
Харлеанский Арат

Стрелец,
Харлеанский Арат

Солнечная система ,
Харлеанский Арат

 


(с) Александр Зорич, 2003, 2012


Литература Средних Веков

Новости

  
Апрель, 29
Сайт открылся! Более 100 статей, 2000 иллюстраций,
великолепные карты, эксклюзивные материалы о всех сторонах средневековой жизни!
   

 

Апрель, 24
Состоялось открытие интернет-магазина электронных книг Александра Зорича ZorichBooks.com. Интернет-магазин ZorichBooks.com создан специально для торговли электронными книгами (файлами) Александра Зорича от лица самого автора. Магазин расположен по адресу: zorichbooks.com

 

Книги по истории и культуре Средневековья

Друзья

 Магазин электронных книг Александра Зорича
 Писатель Александр Зорич
 X Legio

 

Реклама

 Новый роман Александра Зорича "Пилот-девица": скачай его прямо сейчас оттуда, где лежат все романы серии "Завтра война"

Назад

Назад

В начало разделаВпередВперед
 

 

 


2012 (с) Александр Зорич
Писатель Александр Зорич