Музей Средневековья. История Средних Веков, культура и тайны тысячелетней цивилизации
На главную

Кодексы.
История книжного искусства

 

Англо-Винчестерская школа (X – первая пол. XI вв.)

 

Расцвет Англо-Винчестерской школы, пришедшийся на период 960-1050-х гг., был связан с общим развитием монастырской культуры Южной Англии. Мерзость запустения надолго поселилась в монастырях Нортумбрии после того, как они были разграблены норманнами (викингами). Знаменитые скриптории – те самые, в которых создавались Келлская Книга, Линдисфарнское Евангелие и другие шедевры – были либо разрушены, либо практически не работали: лучшие мастера предпочли искать спасения от викингов в Ирландии или на континенте; худшим, очевидно, было не до книг.

Лишь ближе к концу ІX века при короле Альфреде Великом, известном меценате и покровителе учености, искусство книжной миниатюры вновь поднимает голову. Вместе с этим предпринимаются попытки преобразовать монастырскую систему – за образец реформаторами, среди которых был и Этельвольд, епископ Винчестерский, были взяты бенедиктинские монастыри. Для более близкого знакомства с бенедиктинской системой на континент отправилась целая плеяда монахов, которым предстояло, как сказали бы сейчас, стажироваться в многочисленных обителях империи франков. Многие возвратились в родную Англию не с пустыми руками – они привезли с собой каролингские рукописи, которым суждено было стать новыми примерами для подражания.

Таким образом, книжное искусство Англии вновь было оплодотворено континентальными образцами. Правда, на сей раз эти образцы за время своей эволюции испытали сильное островное влияние и, как ни парадоксально, можно даже говорить о наследовании англосаксонским книжным искусством своей собственной традиции – правда, пропущенной через призму континентального видения. Новыми центрами развития стали скриптории аббатства Ньюминстер, что в Винчестере, а также монастыри в Кентербери – и те, и другие располагались в королевстве Уэссекс на юго-востоке Англии, которое в тот период испытывало культурный и экономический подъем.

Среди каролингских школ, в наибольшей степени повлиявших на становление англо-винчестерского стиля, можно выделить Мецскую и Реймсскую. Вторая привнесла в манускрипты Англо-Винчестерской школы экспрессивную, нервическую графическую манеру, а также в значительной степени определила стиль изображения человеческой фигуры и жеста. Утрехтская Псалтырь, например, с X века хранилась в Кентербери и многократно копировалась. Этому манускрипту охотно подражали – правда, английские мастера, к числу которых относится безымянный художник Псалтыри Котона (1050 г.), предпочитали рисовать цветными чернилами – синими, красными, бордовыми (илл.1). Влияние же Мецской школы отразилось по преимуществу на стилях рамирования: акантовые кущи, образующие бордюры и розетки на миниатюрах Англо-Винчестерской школы, выросли на мецских лугах.

 

Псалтырь Котона
Илл.1. Иисус Христос нисходит во ад.
Псалтырь Котона. 966 г.
Лондон, Британский музей.

 

Иллюстрация из Дарственной хартии короля Эдгара (Лондон, Британский музей), созданной в 966 г., выказывает оба влияния: мецское и реймсское. На миниатюре (илл.2) король Эдгар, одетый, как и подобает монарху, в алую тунику, воздевает руки к небесам, где, окруженный мандорлой, восседает Христос. В правой руке король держит хартию – ту самую, которую он дарует Ньюминстерскому аббатству. Св. Петр и Богоматерь с одобрением взирают на монарха, стоя по обе стороны от него, а четыре ангела осеняют всю композицию, поддерживая парящую в воздухе мандорлу.

 

Дарственная хартия короля Эдгара
Илл.2. Король Эдгар вручает Христу текст хартии.
Дарственная хартия короля Эдгара Ньюминстерскому аббатству.
966 г. Лондон, Британский музей.

 

Вся группа (заметим, что Англо-Винчестерской школе присуще тяготение к многофигурным сценам) окружена широкой рамой, где побеги аканта, синие и зеленые, причудливо обвивают пару идущих параллельно прутьев, выполненных с претензией на объемность – не исключено, что художник вдохновлялся одним из каролингских резных окладов. Нельзя не заметить, насколько далеко ушла техника изображения человеческих фигур по сравнению с той, что была в ходу в монастырях Нортумбрии всего два века тому назад. Здесь мы уже не встретим ни "магического" схематизма в изображении лиц, ни геометрического орнамента на одеждах, ни фольклорных мотивов. В декоре мы также не найдем более ни кельтского плетеного орнамента, ни мириадов цветных точек, ни фантастических зверей. Языческая магия надолго ушла из английского рисунка, чтобы появиться в нем вновь, да и то на правах смутных "преданий старины глубокой", лишь в работах прерафаэлитов.

Бенедикционал св. Этельвольда (Лондон, Британский музей) был создан в 973-980 гг. в том же скриптории, что и "Дарственная". Это, вероятно, самый знаменитый манускрипт Англо-Винчестерской школы – и вполне заслуженно, ведь он содержит двадцать богато декорированных полностраничных миниатюр с новозаветными сюжетами. Следует отметить, что иконографию некоторых из этих сюжетов в книжной иллюстрации того времени еще только осваивали, заимствуя композицию миниатюр из мелкой пластики. Так, например, очевиден параллелизм между трактовкой сюжета "Крещение Иисуса" в Бенедикционале св. Этельвольда (илл.3) и резной композицией на стенках ларца из Брюнсвика, который был изготовлен почти на столетие раньше (илл.4). При создании иллюстраций Бенедикционала широко применялось золото, эффектно сопряженное с другими составляющими палитры, в которой значительный вес имели кобальтовый, изумрудно-зеленый и голубой цвета (см. напр. илл.5).

 

Бенедикционал св. Этельвольда
Илл.3. Крещение Иисуса.
Бенедикционал св. Этельвольда.
973-980 г., Лондон, Британский музей.

 

Крещение Иисуса

Илл.4. Крещение Иисуса.
Ларец. Резьба по кости. 875-900 г.
Брюнсвик, Исторический музей.

 

Бенедикционал
Илл.5. Дева Мария с младенцем Иисусом
(фрагмент Поклонения Волхвов).
Бенедикционал св. Этельвольда.
973-980 г. Лондон, Британский музей.

 

Последний этап развития англо-винчестерской книжной миниатюры представлен Миссалом Роберта Жюмьежского (Руан, Городская библиотека), который иногда называют также Руанским Кодексом. Изобразительная манера, в которой выполнен миссал, продолжает художественную линию, намеченную авторами "Дарственной": выразительная обводка контуров, тяжелая, включенная в общий строй композиции растительно-архитектурный декор. На илл.6 трое волхвов подносят свои дары – золото, ладан и смирну – Богоматери, на коленях которой восседает Иисус-дитя. Под Поклонением мы видим тех же волхвов спящими. Согласно Евангелию от Матфея, волхвы, "получивши во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою" (Матф 2:12 ).

 

Миссал Роберта Жюмьежского

Илл.6. Поклонение волхвов.
Миссал Роберта Жюмьежского.
1006-1023 г. Руан, Городская библиотека.

 

Нисхождение Святого Духа
Илл.7. Нисхождение Святого Духа.
Миссал Роберта Жюмьежского.
1006-1023 г. Руан, Городская библиотека.

 

Любопытно, что волхвы изображены молодыми людьми в коротких, едва прикрывающих бедра, туниках. Эта деталь призвана подчеркивать тот факт, что их статус в духовной иерархии хотя и высок, но все же куда ниже статуса Богоматери и уж тем более Иисуса. Также обратим внимание, что придать лицам волхвов индивидуальное, "необщее" выражение оказалось художнику не под силу: все трое похожи как родные братья. Но чтобы дарители не выглядели чересчур унифицированно, художник окрасил туники и плащи каждого волхва в свой цвет (а вот в нижней сцене они почивают в исподних рубахах одного, белого, цвета). Стоит также обратить внимание и на то, что младенец Иисус представлен на иллюстрации ребенком семи-десяти лет и, по всей вероятности, у средневекового зрителя такая подмена не вызывала критических нареканий.

В самом деле, культурологами неоднократно отмечался тот факт, что "детство" в средневековье понималось как некий хронологический монолит. Иными словами, младенец, пятилетний и даже десятилетний ребенок воспринимались в одном, абстрактном ключе – как дитя, конкретный возраст которого без нужды не акцентировался как нечто несущественное. И младенец, и мальчик были в первую очередь "детьми" – то есть нахлебниками, а не работниками и не воинами – и эта праздная "детскость" затеняла все прочие характеристики маленького человека, в частности, точный астрономический возраст.

В рассмотрении этого возрастного казуса также нельзя сбрасывать со счетов и чисто технические трудности, с которыми приходилось сталкиваться художнику при изображении новорожденного ребенка. Должно пройти еще несколько веков, прежде чем у Мадонны появится на руках анатомически достоверный Младенец.

 


(с) Александр Зорич, 2003, 2012


Литература Средних Веков

Новости

  
Апрель, 29
Сайт открылся! Более 100 статей, 2000 иллюстраций,
великолепные карты, эксклюзивные материалы о всех сторонах средневековой жизни!
   

 

Апрель, 24
Состоялось открытие интернет-магазина электронных книг Александра Зорича ZorichBooks.com. Интернет-магазин ZorichBooks.com создан специально для торговли электронными книгами (файлами) Александра Зорича от лица самого автора. Магазин расположен по адресу: zorichbooks.com

 

Книги по истории и культуре Средневековья

Друзья

 Магазин электронных книг Александра Зорича
 Писатель Александр Зорич
 X Legio

 

Реклама

 Новый роман Александра Зорича "Пилот-девица": скачай его прямо сейчас оттуда, где лежат все романы серии "Завтра война"

Назад

Назад

В начало разделаВпередВперед
 

 

 


2012 (с) Александр Зорич
Писатель Александр Зорич